Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На улице — «весна»

О новом обществе и старых правилах
17 августа, 2006 - 18:41
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Каждая историческая эпоха имеет свои потребности, подымает свои проблемы, диктует свои требования, адекватные политической атмосфере, цели, которую определяет в настоящее время общество. Распад Советского Союза привел к краху последней в истории империи. Он не только предоставил возможности получить многим, ранее порабощенным народам свободу, но и породил политические и социально-экономические кризисы почти во всех бывших советских республиках. Исключение — страны Прибалтики и Туркмения, которые еще задолго до распада СССР взяли неуклонный курс на восстановление самостоятельного государства. Благодаря этому пережили переходной период с меньшими проблемами.

Украина, как известно, получила независимость мирным путем, благодаря тому, что ее курс на самостоятельность поддержали на всенародном референдуме более 90 процентов украинских граждан. Но неспособность главного руководства Украины, ее членство в СНГ, жесткая привязанность промышленности Украины к промышленности России, пророссийски настроенный менталитет восточной Украины, непоследовательность внедрения социально-экономических и политических реформ в государстве, заигрывание политических партий накануне выборов различных уровней с политической элитой России, коррумпированность правящей верхушки привели к тому, что Украина за пятнадцать лет независимости так и не смогла вырваться из-под диктата России. Это чисто объективные причины. Мы начали строить новое общество по старым правилам.

Мой дед начал строить новую хату. В старой жил. Когда завершил строительство, перенес часть домашних вещей в новое жилье, что-то обновил, а хлам выбросил на мусорку. После этого разобрал старую хату и разбил на том месте клумбу. Дедово образование — два класса церковно-приходской школы. Мы же разрушили все, что только можно. Во-первых, социалистические производственные отношения. Очень было необходимо! Во-вторых, экономику, культуру, медицину, образование. А это зачем?! А что взамен? Ничего! Причина простая: отсутствие программы действий и цивилизованных «правил» игры. Когда мальчишки на опушке гоняют в мяч, они устанавливают правила: от двух голов до пяти. Они, конечно, несовершенны. Но правила. Мы же без всякой программы и правил начали строить государство. Как Бог на душу положит! Один к одному повторили 1917 год.

Но наибольшая беда, которую принесла нам бывшая компартийная верхушка, — это роспуск школьных детских и молодежных организаций. Из формулы «учебно- воспитательный процесс» в нынешней школе остался только «учебный процесс». Стоило ли это делать? Нет! Следовало изменить идеологию — новые детские и молодежные организации не должны были воспитывать Павликов Морозовых, сексотов, блюдолизов, приспособленцев. Ведь все наши беды от того, что мы воспитывали исполнителей, а не homo sapiens, то есть людей думающих, собственную политическую и деловую элиту. Если где-то и появлялся такой человек, он оказывался в Москве.

Опыт прошлых поколений свидетельствует, что перестройка независимого государства возможна только при условии духовного подъема народа, сохранении его исторической памяти, исповедования широкой общественностью национальных ценностей, сохранения национальной идентичности. Мы должны четко осознать простую истину: до тех пор пока будет существовать украинский этнос, будет существовать украинское государство.

В современном украинском обществе все острее чувствуется потребность в усовершенствовании процесса воспитания подрастающего поколения, как необходимого условия социального прогресса, движения общества на пути его демократизации и гуманизации, замены бывшей советской комсомольской и компартийной элиты, которая сегодня при власти, на действительно национальную, патриотически настроенную украинскую элиту.

Поэтому вполне закономерными стали изменения в подходах к воспитательному процессу подрастающего поколения на основании казацкой педагогики на основах христианской морали, которая сейчас внедряется в отдельных школах. Например, детско-юношеская казацкая организация «Молода Січ» является практическим воплощением и результатом сохранения и развития казацких воспитательных традиций, предусматривающая конкретную цель и задание всестороннего национально- патриотического воспитания, физической закалки и психофизического воспитания подрастающего поколения, формирование политической и деловой украинской элиты. В основу воспитания положена одна для всех национальная идея — утверждение украинской элиты, Украинской государственности и единства нации, формирование сознательных граждан с государственным мышлением, личностей, которые гармонично сочетают высокое интеллектуальное и духовное развитие, самопознание с познанием природы бытия, человека, вселенной и общества, нации и человечества.

Традиции неотъемлемы от народа. Они — воплощение в действие мироощущения, мировосприятия и выражение чувств между отдельными людьми. Человека оценивают по национальности не только по языку общения, но и по его поведению, то есть по традициям и обычаям. Ведь обычаи имеют непосредственное влияние на формирование духовной культуры народа и национального творчества. Воспитание в детско-юношеской организации является чисто национальным и отвечает духу украинского народа, украинской воспитательной традиции на основании казацкой педагогики и украинской ментальности. Поэтому целью каждого должно стать воспитание здоровой, творческой, компетентной личности, гражданина, носителя национальных ценностей, общечеловеческих, научных, философских, религиозных достижений, живущей в гармонии с природой, сама с собой, умеющей самоопределяться и самореализовываться. А национальный стержень — наш главный предмет внимания — должен привить веру в национальную идею, развить чувство любви к родному языку, культуре, утвердить уважение к национальной символике, возродить самоуважение и достоинство, поскольку национальные ценности отражаются в национальной культуре, искусстве, литературе, традициях, отношениях. Поэтому усилия должны быть направлены именно на то, чтобы через интеграцию истории, украиноведения, работы различных творческих студий, проведение творческих фестивалей, конкурсов донести красоту и величие родной земли.

Сегодня надо найти в себе столько любви, чтобы, с одной стороны, обнять, согреть тех, кому тяжело выжать из себя «раба», тот неотъемлемый «страх», а с другой — воспитать молодое поколение смелым, научить жить без страха, почувствовать себя свободным человеком, открыть им дорогу к правде, вере, любви. Зажечь в их сердцах любовь к Украине и гордость за нее. Работы в этой области много. Но на улице весна. Пятнадцать лет — это только таяние снегов. Поэтому должны подготовиться, успеть за данную весну эту ниву засеять. А дальше нужна вера, а еще надежда, что посеянное даст хорошие ростки, и молить Господа, чтобы дал нам дожить и собрать урожай.

Хотелось бы видеть заинтересованность в разрешении указанной проблемы со стороны органов образования Украины и активных бизнесовых структур совместно с Украинским казачеством. Мы хотим почувствовать, что вы с нами, что мы не сами. Наши дети — наше будущее. Наша общая работа требует мудрости, рассудительности и времени. Это естественный процесс. Его нельзя искусственно ускорять, его необходимо стимулировать.

Чтобы утвердить в Украине гражданское общество с его рыночной, конкурентной средой, мы должны сформировать самостоятельную, предприимчивую личность с сильным характером, способную жить в условиях свободы, преодолевать жизненные препятствия. И такого нового украинца мы должны вырастить и воспитать. Украинца, который будет ценить свою национальную идентичность, гордиться тем, что он украинец, независимо от своего этнического происхождения.

Леонтий ПЕТРОВСКИЙ, председатель Совета почетных казаков Украинского казачества
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ