Внимательно прочитал и перечел книгу «Сила м’якого знака». Как рядовой национально сознательный человек я знаком со многими отдельными положениями, фактами, утверждениями по этой важной тематике. То есть я не открыл для себя Америку, но прочитал книгу с благодарностью и удовлетворением — наконец под одной обложкой расставлены все точки над «і» в определяющем для нас вопросе: «что есть Русь» и «чьи мы дети».
Прочитал и осознал, что уже видел и читал материал, который можно условно назвать «рефератом» книги «Сила м’якого знака», где сжато и четко определены все основные месседжи этой книги, причем в той же последовательности.
Написать реферат к книге, которая уже сделана, несложно, но материал, о котором идет речь, написан за 80 лет до выхода книги «Сила м’якого знака». И написал (точнее создал) его Митрополит УАПЦ Василий Липкивский — это отрывок из проповеди «Пречистая Дева Мария, Св. София и Украинская церковь как предмет споров». Это одна из проповедей, которую Василий Липкивский, отстраненный от активной жизни (по приказу ГПУ в 1927 году с него был «снят груз митрополичьего служения»), послал из обеcцерковленного Киева в Канаду — своему ученику и последователю отцу Петру Маевскому. Именно благодаря ему сохранилась часть большого творческого наследия В. Липкивского. В частности он собрал вместе и издал книгу «Проповіді на неділі і свята. Слово Христове до Українського Народу», в которой вмещено 197 проповедей В. Липкивского, что и сегодня не потеряли своего значения и даже актуальности. (В предисловии к книге П. Маевский рассказал: «По моей просьбе Митрополит писал Проповеди, из них большинство на Апостольские темы, и присылал мне в Канаду, в 1933—1936 гг., этих Проповедей 87...» Последнее письмо к П. Маевскому датировано 10 августа 1937 г. — до ареста Василия Липкивского осталось 2 месяца, а 27 ноября 1937 г. он был расстрелян.)
Вот этот отрывок из проповеди:
«Дорогие братья и сестры! И этот св. Собор является тоже предметом споров. Говорят: Почему это украинцы считают его своим Собором? Это «всероссийский» Собор. Он построен, говорят, еще когда была единая «Русь святая», еще при кн. Ярославе, сыне Владимира. Да, это, безусловно, так. Но при чем тут Россия? Ни российское государство, ни русская церковь тогда еще не существовали в мире, когда строился этот Собор, а сам кн. Ярослав и народ, над которым он княжил, и г. Киев, все это было наше — украинское. Этот Собор является творчеством тех, кто вложил в него не только свои средства, но и свои думы, свои идеалы, свои лучшие чувства и способности. Исследователи этого Собора находят в его здании и лепнине много греческого, византийского, это и естественно, потому что оттуда были главные зодчие и художники св. Софии. Но есть здесь влияния и западные, которых не чурался украинский народ, есть влияния и восточные — Кавказа, даже арабские. Все эти влияния вобрал в себя украинский народ и создал свое оригинальное здание, но абсолютно ничего нет здесь русского, кроме того, что «по высочайшему повелению» в недавние времена, при царе Николае I, была в нем живопись безнадежно испорчена.
Уже через лет 200 после возведения этого Собора была основана Москва и московское государство, а первый, кто ограбил этот Собор хуже татар, это был первый русский самодержец, Андрей Боголюбский; следом за ним шли и митрополиты, которые назывались Киевскими, а жили в Москве, — они все, что в Софии было ценного, вывозили в Москву. Следовательно, Россия, если и приложила свою руку к этому Собору, то лишь для разрушения его, а не для строительства. И только славный, автокефальный, украинский митрополит, Петр Могила, обстоятельно его поправил и обустроил. Но почему же русским назывался Киевский князь Ярослав? Потому, что вообще народ украинский звался тогда «Русь». Но, когда татары разрушили Киев и другие украинские города, много нашего народа, который назывался Русь, бежало на север, в Москву, (особенно бояр) так они и свое название Русь туда понесли, и это название присвоили себе москвины, а за нашим народом, который оставался на Украине, осталось название Украина.
Но разве только название «Русь» присвоили от нас москвины? Нельзя и постигнуть, сколько и чего они от нас присвоили... Но разве все, что они от нас забрали, все стало русским? В последнее время они присвоили от нас и название Украинской Автокефальной Церкви, и «неньку Украину», но разве от этого стали они уже украинцами или мы русскими? Следовательно, и по своему месту в Украине — Киеве, и по своему времени — за 200 лет до начала московского государства, и своему творчеству в здании и украшении, наш Собор — св. София — является чисто украинской церковью.
Даже почтение к Софии-Премудрости Божьей это черта украинского народа, которой он связывается с византийско-греческим. Наш народ всегда стремился к мудрости, к высшему образованию, духовному величию; высоко в свое время поднял свое образование и этим значительно отличался от московского народа, который увлекался внешностью, пустым величием, и в то время, когда украинские братства основывали высшие школы, научные заведения, москвины создали царь-пушку, которая никогда не стреляет, и царь-колокол, который никогда не звонит, а София-Премудрость Божья — это для него было что-то слишком далекое; если он и признавал что-то Божье, то разве двойное аллилуйя или крест двумя пальцами, или какой-то «аз» в испорченной церковной книге...
Но говорят, что София является святыней не только украинской и всероссийской, но и всемирной. Мы против этого ничего не имеем; пусть все сюда идут, здесь учатся, здесь молятся, любят и удивляются нашей святыне. Нам это дает еще больше права объединяться в свою автокефальную церковь, если мы имеем у себя всемирную святыню св. Софии, имеем свой Иерусалим-Киев. Когда мы объединяемся в свою Церковь, мы, значит, делаем и всемирное дело, делаем услугу всему миру...»
...Это взгляд-заповедь мудрого человека, верного сына своей Родины, которого академик Агатангел Крымский назвал «Апостолом национально-религиозного возрождения Украины», человека, который еще 80 лет назад сжато, но исчерпывающе выразил мысли, созвучные современной борьбе за признание «сили м’якого знака».