Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Навязанный синдром

25 октября, 2013 - 13:56

Отзыв на статью Юрия КИЛИМНИКА «Кто сказал, что за свою историю мы не должны каяться?» («День» № 137 от 6 августа 2013 года).

Считаю, что изложенное в статье мнение о раскаянии за чьи-то проступки и преступления не является правильным, а является нелогичным и даже вредным. Тем более, когда речь идет о событиях достаточно отдаленного прошлого.

Каяться может только тот, кто совершил проступок или преступление, потому что нет никаких ни юридических, ни моральных оснований каяться за кого-то, то есть признавать свою вину в том, чего не делал. Современники могут лишь оценивать поступки и действия предшественников, осуждать либо одобрять (в той или иной мере), а не за них каяться.

Если подойти к любому рабочему, инженеру, врачу, учителю с таким вопросом, то вряд ли они захотят каяться за кого-то, например, за соседа вора (или убийцу), за советскую власть в Украине, за Б. Хмельницкого, за гайдамаков, за походы запорожцев, грабежи и убийства мирного турецкого населения, за походы Владимира Великого и Святослава Храброго, за княгиню Ольгу (сожженный ею Искоростень и убитых деревлян)... И россияне не каются за всех своих вождей. И итальянцы за всех своих кесарей и Муссолини. И американцы за геноцид индейцев и мирных жителей Хиросимы, Нагасаки и Вьетнама. Никто не собирается каяться, но почему-то предлагается это сделать именно нам.

В настоящее время в мире есть силы, которым выгодно навязывать синдром раскаяния, и соответственно, чувство вины за кого-то, психологически (а иногда и физически) вынуждать не только отдельных людей, но и целые народы каяться за чьи-то проступки, преступления. Алгоритм такого поведения ясен: покаялся — значит, виновен, виновен — значит, плати. Нечем платить — можем недвижимостью, землей и т. п.

Такие идеи — находка для тоталитарных режимов. Признавая групповую вину, они этим оправдывают депортации и истребление целых групп населения и целых народов. И они широко этим пользовались — немецкие нацисты, советские империал-коммунисты, «красные» кхмеры, режим Мао-Цзедуна и т. д.

Всегда есть агрессор, оккупант, преступник, провокатор, лгун, популист и всегда есть их жертвы. Все они терроризируют и обманывают людей (в том числе с помощью средств массовой информации). А поэтому нельзя обвинять людей, которые не смогли им противостоять и под давлением психологического и физического террора им подчинялись, а многие люди искренне поверили лжи (кое-кто до сих пор верит).

Богдан ПРОЦЬ, пенсионер, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ