ОТРЫВКИ ИЗ ПИСЕМ
...Хочу выразить благодарность газете «День», которая в двух номерах опубликовала мою статью «Чи ввійде в історію моральний подвиг західняків?» (см. «День» №210-211 от 17 ноября и №220—221 от 12 декабря 2016-го). Ею автор хотел привлечь внимание к забытой послевоенной трагедии людей, которые жили на территории Украины в пределах границы с Польшей до сентября 1939 года и прилегающих областей России. За два года на Западную Украину за спасением тогда прибыло не менее 2,5 миллиона человек, которые спасательную еду привезли своим родным. Поражает жертвенность жителей «бандерівського краю», которые тоже не роскошествовали после двух оккупаций, делились последним, потому что ни первые, ни вторые советы не успели разграбить село, а УПА всячески препятствовала вывозу хлеба «братским странам» в то время, когда украинцы умирали с голоду.
Почти три года тому назад я начал собирать воспоминания тех, кто пережил эту трагедию и их спасителей, которых уже осталось очень мало. Обращение было обнародовано в газетах «День», «Слово просвіти». В ответ автор получил немало писем. Очень волнующие, щемящие воспоминания. Все они будут помещены в будущей книге «Забутий злочин, забутий подвиг. Голодомор 1946—1947 років. Західна Україна в контексті голодомору». Идею поддержал Фонд им. О.Ольжича в США. К своей власти я не обращался, потому что считал, что это будет воль жаждущего в пустыне.
...Память о лихолетьях украинского народа, даже своих недалеких пращуров, поглотило забвение, которое успешно продуцировала та же коммунистическая система — зачинщик страшных голодоморных трагедий. Считаем, что та система пропала. Но нет, она живет и набирает силы. Она, как политический уродливый хамелеон-динозавр, кромсает не только наши земли, но и нашу историю. Упоминания о голодоморах там приравниваются к антигосударственному преступлению. Разрушены памятники жертвам голодомора 1932—1933 годов, своим же предкам. И правды боится даже Россия. А это же ядерно-дикарская империя, которой остерегается Европа и США, она против нас ведет агрессивно-подлую войну. Не чудо ли — империя видит для себя угрозу даже в документальной литературе о Голодоморе. Наличие книги «Голод в Україні 1946—1947 років» в фондах Библиотеки украинской литературы в Москве расценили как угрозу государству и директора Библиотеки Наталью Шарину посадили за решетку. Вероятно, идет речь о книге О.М. Веселовой — научного работника, которая посвятила свою жизнь исследованию голодоморной темы (сама пережила послевоенный Голодомор), повстанческого движения УПА, хоть родом из Днепродзержинска.
Да, правда истории — могучее оружие в борьбе с любым врагом. В наше время — с российским империализмом, «русским миром». Разве коренные проблемы Донбасса не лежат в том, что даже при независимой Украине власть ничего не сделала, чтобы правдой истории хоть немного нейтрализовать отравленную коммунистическо-империалистической пропагандой сознание этого интернационального края. Да и нынешняя не спешит это делать, трусливо, словно страус, прячет голову в песок от языковых, исторических проблем.
А история жестко карает тех, кто забывает ее уроки. Вот мы наказаны Донбассом. Более свежий пример — осложнение украинско-польских отношений. Тогда, когда Польша скрупулезно, на государственническом уровне исследовала историю отношений наших народов во время Второй мировой войны, фиксировала факт трагедии каждого человека, семьи, села, чтила их память на нашей земле, мы сквозь пальцы смотрели на проблему, делали вялые попытки, чтобы фактами опровергнуть многочисленные фальсификации шовинистически или предвзято настроенных исследователей Волынской трагедии, внимание к которой усиленно подогревает Россия. И в настоящее время оказались почти безоружными. Теперь ситуацию исправляют ученые, дипломаты. Но согласитесь: уже сформированную мысль, как и кривое дерево, трудно, или почти невозможно исправить.
Да, в биографии нашего народа много трагических дат, ошибок. Это все исторические грабли, на которые продолжаем наступать, не желая их замечать по различным причинам. Такими граблями может стать и Голодомор 1946—1947 годов, который я еще ко Дню Голодомора назвал забытым. А, чтобы он не стал таким, хоть немного будил сознание, а еще — не была совсем забыта тема морального подвига «західняків», попробовал ее всколыхнуть.
На местном уровне, невзирая на многочисленные препятствия, это удалось. Состоялась Всеукраинская научная конференция (при практическом содействии Ассоциации исследователей голодоморов в Украине, Национального Музея «Мемориал» жертв Голодомора, областного краеведческого музея), издан сборник материалов конференции. Она была несколько необычной. Вместе с научными работниками в ее работе приняли участие рядовые люди — носители исторической информации, свидетели послевоенной трагедии.
Открыт памятный знак «Христианскому милосердию» тех, кто спасал голодающих (автор идеи — спасенный на Волыни в 1947 году уроженец Запорожской области Григорий Гуртовый).
Меня же поразили два неприятных открытия: почти нулевые знания о Голодоморе 1946—1947 годов со стороны власти, почти полное умалчивание этой трагедии со стороны СМИ. А моральный подвиг «західняків», которые бескорыстно спасали миллионы голодающих — это вообще почти «целинная» тема, за нее берутся только те, для кого это боль. Да и откуда взяться интересу, когда ни один из трех глав нашей власти — АП, ВР, КМ, политики, общественные деятели даже в День почтения памяти жертв Голодоморов, в печальный юбилей послевоенного голодомора не вспоминают его. Прошли мимо двух вышеупомянутых событий в Луцке почти все всеукраинские СМИ, хоть тематически они являются единственными в современной голодоморной тематике. Где в конечном итоге хоть один памятник, который фиксирует послевоенную трагедию? Может, смерть больше миллиона украинцев уже не считается преступлением красного режима во время действия законов о декоммунизации? Сытые молчат, потому что не хотят обременять себя, а те, кого с нами нет, — безмолвны. Давайте же не будем безмолвными мы, живые. Пока живы, наша обязанность — помнить о невинно убиенных.