Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не будет лучше, чем у нас в Украине»

7 октября, 2004 - 18:50
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

В «Дне» №168 от 21 сентября этого года была напечатана статья народного депутата Украины, президента Ассоциации национально-культурных объединений Украины Александра Фельдмана «От государства до нации». Напомним, что в ней автор рассмотрел актуальный вопрос формирования единой украинской нации, в частности модели, идеи и ценности, которые могли бы стать основой такого формирования. С некоторыми мыслями А. Фельдмана наши читатели не согласились и сразу же подключились к дискуссии. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с полемическими отзывами врача из Винницы Сергея Шангутова и харьковчанина Евгения Зарудного.

Молодое государство Украина. Но неужели мы забыли, какая борьба шла за его название? С какими потугами восстала «Украина», — не «Советская Украина» или, например, «Киевский регион». Но у нас есть «Украина», потому что искалеченный неволей украинский народ еще жив, и украинская нация существовала до провозглашения независимости. И гимн у нас был свой — «Ще не вмерла Україна», и флаг сине-желтый. Другое дело, что колонизация Украины и русификация большинства населения породили проблемы интеграции граждан в украинское общество.

Состояние украинского дела ужасно. Украинские язык, ментальность, духовность вытеснены в гетто вымирающего села и тонкой прослойки интеллигенции. Согласно данным социологических исследований, большинство украинской молодежи, вступившей во взрослую жизнь во времена независимости, считает, что украинского народа не существует! (Только 38% из них считают, что русские и украинцы — это разные народы).

Относительно «этнического многообразия» украинской нации — то это не какой-то украинский феномен, а обычное, естественное явление, свойственное и всем другим нациям, и из этого отнюдь не вытекает необходимость сохранения государственнического присутствия русского языка в Украине. Не думаю, что у Ассоциации национально-культурных объединений Украины есть какие-то претензии к украинскому народу или государству Украина. Поэтому странно, что Александр Фельдман записался в апологеты «отечества чужого». Или какие- то еще «базовые довольно автономные этнические группы» имеет в виду уважаемый народный депутат? Что он предлагает нам, украинцам? Оставить все так, как есть, и записаться в национально- культурные объединения? Или, по мнению господина Фельдмана, украинцы и русские — это один народ? Да, у нас нет украинских «андреев шевченко». Но это позор и несчастье наше, что у Андрея нет возможности и потребности в общении на родном языке. Есть еще Руслана Лыжичко, но и «руслан» будет недостаточно, потому что молодежь воспитывается «Русским радио». И в ближайшее время украинский «культурный продукт» отнюдь не сравняется с российским, потому что украиноязычные люди — самая бедная прослойка населения Украины, у которой нет достаточного иммунитета против засилья «культурного продукта» большого соседнего государства. Поэтому мы, украинцы, не хотим законсервировать такое положение вещей во «многонациональном государстве» ни путем законодательного закрепления теперешнего статуса русского языка, ни путем автономизации Украины.

Что касается собственно многонациональных государств, то разве А. Фельдман не знает проблем Канады, которая балансирует на грани распада? Или ему неизвестны проблемы басков, ирландцев, курдов? Нам достаточно Крымской автономии, поэтому зачем закладывать «косовские мины» в Донбасс или куда-то еще? Все государства позволяют национально-культурные автономии в пределах, которые не угрожают целостности страны и без ограничений прав коренного населения страны. А наше право иметь украинскую Украину — это совсем не то, что «Украина для украинцев». Не гоже серьезному политику пугать такими нереальными угрозами наших соотечественников. Не нужно подливать масло в огонь!

После столетий колониального рабства Украина все еще находится в плену российской духовной оккупации. Поэтому мы, украинцы, надеемся, что русскоязычное население отнесется спокойно к нашей борьбе за украинскую Украину, во имя справедливости, человечности, милосердия. Если люди поймут, что украинизация необходима и неминуема, государственности русского языка в Украине никто не допустит, тогда никаких потрясений в обществе не будет. Не понимаю, как бы при этом пострадали евреи? Пусть отстраивают свои городки, поднимают нашу науку себе во славу и Украине. Потому что как же нам без украинских евреев? А русскоязычным гражданам следует понять, что Украина — не Россия. Живут же русскоязычные люди в Израиле, Прибалтике, Молдове, Казахстане? И в Украине будет не хуже, или лучше.

А в конечном итоге, у нас есть общие интересы — богатеть. К тому же — построить общество милосердное, духовные ценности которого составляли бы гармоничные отношения личности и общества. Конкретные задачи при этом очень важны, но требуют отдельного рассмотрения. Хотя следует согласиться с особой важностью постановки собственных «национальных экономических идей». Очень важны также пути и методы «формирования новых мотивов и основ солидарности людей в обществе». По моему мнению, они должны быть не столько новые, как другие, не такие как нам фактически пропагандируют: каждый сам за себя, один Бог за всех. Нужно с осторожностью говорить о «преимуществах прав человека». Права человека неотъемлемы от его обязанностей, а сугубо человеческое «счастье» невозможно отделить от вклада человека в «благо общества».

И относительно смысла жизни — то он заключается в стремлении к бессмертию, которое в жизни народа и нашей причастности к нему. Жизни духовной основа — НАЦИЯ. «Всім серцем любіть Україну свою, і вічні ми будемо з нею»!

Сергей ШАНГУТОВ, детский врач, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ