Молодой человек — это не просто необразованный цыпленок. Через несколько лет несмотря на то, что для своих родителей навсегда останется маленьким сыном или дочерью, он реально будет руководить, будет решать, будет влиять на жизнь социума. Чтобы выяснить, о чем думают завтрашние представители государственной элиты, мы задали лицеистам несколько вопросов: 1. Как вы оцениваете уровень свобод и движение к гражданскому обществу в Украине? 2. Ваш жизненный сценарий? 3. Ваш рецепт от бедности? 4. Как вы оцениваете уровень развития украинского языка? 5. Каково ваше отношение к политике России в Чечне? И должна ли Украина вмешиваться в этот конфликт?
Ольга КУТЬКО, второй курс:
1. Украина не полностью свободна от международных факторов. Взять хотя бы Россию — сейчас она является импортером природного сырья, и Украина так или иначе зависит от нее.
2. Мне нужно очень много работать, чтобы совершенствоваться для себя, а прежде всего в пользу своего государства.
3. Все зависит от человека, и он сам создает свою жизнь. Если человек хочет быть бедным, то он таковым является.
4. Распространение украинского языка — это процесс не общенациональный, а каждого человека лично — он сам должен решить на каком языке ему разговаривать.
5. Я не хочу, чтобы украинские ребята ехали в Чечню и воевали на стороне России.
Сергей ЗЛЕНКО, третий курс:
1. Я считаю, что Украина идет по правильному пути, главное — с него не сбиться.
2. Нужно не стесняться приходить на помощь, не оставаться безразличным и не мешать тем, кто делает полезное дело для общества.
4. Язык следует рассматривать в двух аспектах: как государственный и как родной. Украинский язык утвержден государственным языком, и это законно. А что касается украинского языка в качестве родного, то человек сам должен выбрать для себя родной язык.
5. России нужно понять, что есть две ценности — человек и закон. В войне не должны страдать мирные люди.
Наталья ГОЛОВЛЕВА, второй курс:
1. Да, права у нас фактически есть, но люди или не знают о них, или боятся ими пользоваться. Если рассматривать движение как явление, направленное к гражданскому обществу, то оно есть. Во-первых, это, конечно, украинизация. Во-вторых, это попытки совершенствования правовой системы. И, в-третьих, самое важное — это активная деятельность молодежи, а именно участие в молодежных конференциях, в политических партиях.
2. Сначала хочу сказать, что я не стремлюсь заниматься каким-то одним делом. Именно поэтому я выбрала для себя юридическое образование, потому что оно мне кажется универсальным. Человек с юридическим образованием может организовать свое собственное дело, что я и попытаюсь сделать в будущем. А чтобы этого достичь, нужно иметь перед собой твердую цель и уверенность в себе.
4. За украинский язык я сейчас радуюсь. Большинство людей уже поняли, что он наш, родной, и что нужно говорить на нем. Увеличился объем украинских периодических изданий, но издается очень мало произведений украинских писателей — и это наш минус.
Елена МАТВЕЙЧУК, третий курс:
1. Украина должна быть вольной, и в наших руках доказать это себе и нашим детям. Никто, никакие иностранные подачки не помогут нашей стране — только наш ум, наши сердца, наши руки, желание, вера и любовь к родине.
Наталья ШПАКОВАТАЯ, первый курс:
2. Ставлю перед собой множество целей и задач. Возможно некоторые из них высоковаты и трудны, но уверена, что настойчиво и осмысленно работая, я обязательно добьюсь своего. Я мечтаю стать журналистом, а еще стараюсь никогда не забывать, что я — украинка.
3. Я считаю, что вместо того, чтобы обвинять власть в своей бедности, нужно по крайней мере пытаться сделать что-то самому. Меньше критики, больше осмысленного труда, веры в будущее — и все будет хорошо!
Александра ДЕЛЕМЕНЧУК, третий курс:
1. Наше общество удивительно и парадоксально, разорвано воображаемыми «свободами», которые на самом деле являются проявлением невежества и ограниченности. Уровень же реальных свобод, свойственных открытому обществу, — очень низкий.
2. Сценарий моей жизни прост, как мир. Это попытка чего-то достичь, быть чем-то для себя и других. Сценарий моей жизни основывается на будущем. А я только частичка того неизвестного, что зовется будущим.
3. «Комплекс бедности». Крик по будущему порождает духовная бедность, поэтому начинать общественные реформы нужно уже сейчас. Процесс уничтожения комплексов — вещь долгая. Нужно нам, наверное, немного злобы, радостной и молодой, как наше государство.
Антон КУШНИР, второй курс:
1. Если говорить о свободах, то следует различать задекларированное и реально существующее положение вещей. Свободы существуют, но формально, поскольку существует бюрократическая система. Выход я вижу в реальной реформе органов власти и повышении правового образования населения. Новое правительство и объединение демократических сил в парламенте внушают оптимизм. Но не нужно забывать, что стержнем деятельности власти должна быть национальная идея.
2. Я считаю, что человек не может предвидеть свою жизнь — очень много зависит от случайностей. Но хочу, чтобы у меня была работа, приносившая удовлетворение мне, а государству пользу. Не хотелось бы быть «патриотом на печке».
Татьяна РИМАРЕНКО, третий курс:
1. Украина еще не вышла на уровень, достаточный для обеспечения прав, отмеченных в Конституции. А что касается движения Украины к гражданскому обществу — оно настолько же эффективно, как и рекламная кампания «Памперсов».
2. Мой принцип — не признавать никаких принципов. Каждая ситуация уникальна по своей сути, и оценивать ее по каким-то принципам — трусость взять на себя ответственность за собственные решения.
4. Язык возрождается, а город украинизируется. Пока будут живы энтузиасты, которые разговаривают на украинском языке — он будет существовать.
Наталья МЕЗЕНЦОВА, третий курс:
5. Отношения России с Чечней — это их дела, но убийство людей — это не гуманно, даже для России.
Ольга ДОРОШЕНКО, первый курс:
1. В Украине не достаточно свободы, потому что она не соответствует демократическим нормам. А демократизировать страну может только молодое поколение.
4. Власть создает условия для существования, и какими она их создаст, такой и будет наша страна — бедной или богатой. А духовная бедность зависит от воспитания и мировосприятия человека.
5. Россия должна дать Чечне автономию. Люди, которые хотят независимости, имеют право ее получить.
Мария НЕМИЛОСТИВАЯ, третий курс:
1. Если у нас не было свободы на протяжение всей истории, то вряд ли мы ее обретем в ближайшие 10-15 лет. Но то, что люди группируются, собираются в партии, блоки, то это уже хорошо, поскольку они желают одной цели, одного идеала.
2. Я по психотипу маршал Жуков, то есть я сплачиваю людей и веду их к общей цели. Поэтому считаю, что в будущем моя работа будет связана с высокой должностью.
3. Если человек не чувствует себя бедным, то он не является таковым.
4. Украинизация в Украине — это парадоксально. Если человек с молоком матери принял эту культуру, то он от нее не откажется.
Леся МАТВЕЙЧУК, второй курс:
1. Человек — член социума, и что социум скажет, то человек и сделает, а меньшинство всегда остается в оппозиции. Поэтому я не могу сказать, что человек является свободным.
2. Я хочу объехать весь земной шар или открыть новую планету.
4. Украинизация осуществляется — все больше и больше людей возвращаются к своим традициям .
Геннадий КОРНЕВ, третий курс:
4. Популяризация осуществляется, но недостаточными методами. Следует улучшить качество языка на радио и телевидении. История показывает нам прекрасные примеры, но доказано, что она ничему не учит. А если говорить обще, то действие порождает противодействие, в понимании не речи, а режима. Поэтому украинизация сейчас, если бы она осуществлялась насильническими методами, означала бы обратный процесс русификации 70-х годов. Все должно идти естественном путем, и задача государства — лишь стимулировать развитие родного языка и уважение к нему в обществе.