Каждая страна имеет свою историю. Неопровержимая истина. История каждого государства тяжелая и многострадальная, мы — не исключение, и украинцам ничего апеллировать «до особливої тяжкості своєї». Только одни народы почему-то могут преодолевать трудности своего становления, выходят из лабиринта этой борьбы, может, и обескровленными, но целеустремленными, а потому в стократ сильнее, поскольку, вероятно, ставят перед собой цель и осознают смысл своей борьбы и поисков. А мы, украинцы, пока еще не можем, потому что наша цель неопределенная, туманная. Вероятно, потому и оппозиция наша такая неспособная и яловая...
У нас постоянно есть враги и причины для оправдания своей обездоленности: наше расположение на пути и пересечении интересов других государств, наши бесценные плодородные земли — предмет постоянных посягательств соседей, глубоко индивидуалистическое бытие, что вызвано особенными климатическими условиями (а отсюда сакраментально-ментальное «моя хата скраю»), сверхъестественная терпеливость, патологическая способность к ассимиляционным влияниям, что позволяет различным врагам и просто захожим эксплуатировать и покорять, вбивая клин раздора между нами, превращая в особей «меншовартісних». Мы очень талантливы и способны настолько, что легко усваиваем чужое (язык, обычаи, привычки), отрекаясь от своего, родного, а то чужое становится, в конце концов, нам своим и родным, а наши «воспитатели» успешно присваивают наших гениев, нарекая их «русскими».
Теория развития каждого государства предусматривает использование событий позитивного прошлого (которые есть, безусловно, в истории каждой нации). Предостаточно таких моментов и в истории Украины (Святослав — великий воин-завоеватель, Мономах — воин и державосозидатель, Ярослав Мудрый, король Данило Галицкий, герои казацких времен и тому подобное). Но Украина, вероятно, единственное государство в мире, которое не использует эти достижения, а, скорее, концентрирует свое внимание на негативных моментах собственной истории — истории поражений и Руины, что, безусловно, способствует последующему закрепощению духа и ума нации, делает ее безвольной и разуверенной, вызывает у мира не сочувствие, а унизительную жалостливость. Стало уже аксиомой, как только кто-то начинает прославлять то ли славные события княжеских времен Руси, то ли освободительные войны Хмельницкого, или победу И. Выговского над 100-тысячной армией московитов под Конотопом, то ли украинскую культуру, сразу слышится обвинение в национализме.
Сейчас XXI век, но ассимиляционные процессы, начавшиеся еще во времена казачества, никоим образом не закончились, изменились лишь формы — это тотальная русификация, втягивание в т.н. «русский мир» или в Таможенный союз... От того, каким путем пойдет развитие украинского государства, зависит и будущее России. Если Украина осенью подпишет в Вильнюсе политическое соглашение об Ассоциации с ЕС, сведутся на нет потуги путинской России создать новейшую российскую империю в рамках СНГ, так как Украине в этих формациях отводится решающая роль. А если к этому прибавить, что в случае подписания Ассоциации с ЕС на границе с Россией образуется формация с ценностями, которые абсолютно противоположны имперским, то станет понятным то неистовое сопротивление, которое сегодня осуществляет Россия в канун саммита в Вильнюсе.
Можно с уверенностью говорить, что в этом году Украина имеет решающий и определяющий шанс (а возможно, и последний на этом отрезке времени) присоединиться к европейским ценностям, подписав соглашение об Ассоциации с ЕС. Если этого не случится сегодня (когда Украина председательствует в СЕ), то другого шанса придется ждать ой как долго, так как в следующем году в ЕС очередные свои парламентские выборы, а дальше — в 2015 году — надвигаются выборы президента в Украине, поэтому будет тоже не до Ассоциации... Очень хочется верить, что Украине все-таки удастся преодолеть все негативы на пути к подписанию настоящего сверхважного документа. Это действительно нужно не для тех, кто составляет «тонкий слой проклятых и непутевых политиков, с которыми во всех столько неприятностей, — а для дивного и уникального народа с чрезвычайно тяжелой историей, с чрезвычайно разнообразной культурой и уникальной украинской памятью» — как говорил профессор Леонидас Донскис — докладчик по правам человека Европарламента (О. Герасимюк, «101 причина любить Украину», «День» №85).
Как хочется верить, что, в конце концов, Украина определится с собственным «я» на карте мира и Европы и национальной идеей в процессе формирования политической нации. А иначе «Так і залишиться чи то Малоросією, чи Окраїною (России. — Авт.), а її населення — чи то хохлами, чи то українцями» (Б. Костюк «Станет ли Украина terra cognita?» «День» №85), станет страной failed stаte, то есть страной, которая не состоялась, а значит, потерялась во времени и пространстве.