Народный депутат из фракции БЮТ Дмитрий Выдрин в начале февраля в передаче «Темник» рассказал, что часто голосует против своей воли. Это неудобство компенсируется, по его словам, самим статусом народного депутата, бесплатными поездками по стране, депутатским иммунитетом. Теперь, объяснил депутат, он не боится, когда звонят в квартиру.
Когда-то его часами допрашивал в прокуратуре следователь, поэтому он очень ценит депутатскую неприкосновенность. Понятно, что при мажоритарной системе такой откровенный Выдрин не стал бы депутатом.
Не захотели бы многие быть депутатами, если бы не получали невероятно большие зарплаты и не пользовались льготами.
Время от времени Ю. Тимошенко, чтобы избиратели не забывали о ее «стремлении к справедливости», предлагает отменить льготы, но настойчивости не проявляет.
При диаметрально противоположных политических взглядах депутаты удивительно одинаково относятся к вознаграждению за свою работу. Они, хотя и являются наемными работниками у избирателей, сами себе его назначают, не считаясь с уровнем жизни их нанимателей.
Они при этом злоупотребляют властью, что можно, по-моему, назвать коррупцией.
В одном из спектаклей Ростислав Плятт играл роль революционера, который так сильно хотел дать обществу что-то полезное, что завещал сделать из себя после смерти мыло.
Теперешние украинские законодатели, в том числе и революционеры, так сильно стремятся к роскоши, что готовы, видимо, забрать у нищих последний кусок мыла.
Лидер фракции «Наша Украина» в интервью газете «День» заявил, что в результате предательства социалистов избиратели получили не то правительство, которое избирали. Это он считает политическим основанием для досрочных парламентских выборов.
Такое заявление — проявление демагогии, безответственности, политического аферизма.
Если бы лидеры «Нашей Украины» и БЮТ проявили гибкость, мудрость, если бы они заботились не только о себе, но и о государстве, была бы другая коалиция и другое правительство.
Надо добиваться не досрочных выборов, а выполнения правительством общих для всех фракций предвыборных обещаний, главное из которых — улучшение жизни народа уже сейчас.
В том, что Украина представляет собой не парламентско-президентскую, а правительственную республику (интервью 16 февраля в передаче «Темник»), Кириленко полностью прав. Коалиционное большинство голосует за все, что предложит правительство, поскольку и правительство, и Партию регионов возглавляет один и тот же человек.
Обратная связь в этой системе сильнее прямой.
Изменить положение можно только совершенствованием закона о парламентских выборах. При этом надо учесть, что избиратели должны голосовать не только за программы партий, как было в 2006 году, но и за конкретных людей, которые будут эти программы осуществлять.
Считаю, что фракции и партии, члены которых в соответствии с принципом так называемого демократического централизма обязаны выполнять и те решения, против принятия которых они возражали голосованием, надо законодательно запретить, потому что они являются, по сути, военными подразделениями. Думаю, что и коммунистическая партия в СССР выродилась, не смогла предотвращать преступления ее руководителей, в частности, из-за этого принципа.
При любом мандате (и не императивном) депутаты обязаны голосовать за законы, необходимые для выполнения партийной программы, но вариантов законов может быть много, поэтому и голосование против, не так, как другие, может быть не вредным для партии или фракции. Оно может быть проявлением компетентности, дальновидности.
Неестественно, чтобы депутаты голосовали всегда так, как их лидер.
По телевидению показали, как депутат-сигнальщик, поднявшись, энергичными взмахами рук дирижировал в сессионном зале процессом голосования. Это выглядело еще более противно, чем депутаты, бегающие вдоль пультов, чтобы проголосовать и за отсутствующих.
Запомнилось еще одно интервью, его в передаче «Діловий світ» 4 февраля симпатичный, мужественного вида журналист робко брал у министра финансов Н. Азарова.
Министр чувствовал себя в студии хозяином, произносил монолог, несмелую попытку журналиста получить ответ на вопрос зрителя о том, не устанавливается ли в Украине диктатура Кабинета Министров, строго пресек: «В серьезном вопросе не надо ерничать!»
Министр восхищался процветающим Сингапуром и успехами советской власти, сумевшей с 1920 по 1936 годы превратить руины империи в сильное индустриальное государство.
О том, что для этого превращения власть применила насильственную коллективизацию, голодомор и репрессии, он как будто и не знал.
Напомнить ему об этом журналист не посмел.