Мы продолжаем публиковать рецензии наших читателей, присланные нам вместе с анкетой, на вопросы которой «День» предложил ответить в мае. Нам кажется, что мысли и мнения, высказанные в этих откликах, интересны не только нам, журналистам, но и вам, читателям. Сегодня слово Лии Жулинской из Кривого Рога, которая поразила нас не только фундаментальным анализом публикаций «Дня», но и своей активной позицией, неравнодушием к проблемам страны.
Уважаемая редакция, добрый день!
Вот решила «поиграть» в лотерею только с одной целью: высказать восхищение вашей газетой, которую два года считаю эталоном, потому что имею некоторый опыт читателя: «Пионерская правда», «Комсомольская правда» и «Литературная газета», «толстые» журналы... Во времена перестройки «Правда» и «Известия» продемонстрировали (это впервые для меня) «плюрализм» при освещении одного и того же факта, явления. И тут возникла на просторах уже независимой Украины ну совсем неожиданная газета — «Киевские Ведомости». Было много новинок, новых изданий, но эта газета произвела настоящий фурор. К сожалению, не удержалась на Олимпе СМИ, а господину Швецу не удалось восстановиться «творчески» на ниве «ВВ», а также убогих «Фактов и комментариев». Судя по обзору прессы господина Бельского из «Эры», читателям в каждом номере предлагаются факты криминально-сексуально-бомондного содержания плюс цыпленок-табака, а «комментарии» — не слышны, не видны на страницах. В отличие от «старшего брата», где на строку факта приводится куча аргументов. Но вот вслед появились умные, интеллигентые издания, среди которых и «День». О чем бы ни писала ваша газета — находит отзыв у меня, ведь и я об этом не раз думала, говорила. Скажем, о войне: кто начал ее, какую жертву положили на алтарь победы, зачем эти разнаряженные ветераны раз в год, а на протяжении года — нищие. Или тема интеллигентности: есть ли элита в украинских пампасах? А образование, культура... Прав «День»: симпатии первого лица государства проецируются на развитие предмета. Вот уровень Кучмы — попса. И народ имеет с утра до ночи бесконечные фестивали, возведенные в ранг национальных хит-парадов. А у меня, между прочим, разнообразная музыкальная аппаратура требует ремонта. И если я Нину Матвиенко еще иногда могу услышать по радио, (кстати, именно национальное радио стало очень и очень интересным, и мировозренческим), то органную музыку — никогда. Словом, умер для меня орган рижского Домского собора, а всяческие шаобаи сил нет слушать. Остается, «чтобы с ума не сойти», одно — читать что-то умное, а именно — «День».
Следует отметить, что при первом знакомстве газета «День» мне не понравилась из-за пестроты. Но время от времени я ее покупала, как и некоторые другие издания, когда имелась «лишняя» гривня, и быстро убедилась: «День» — новое явление в семействе СМИ. Вот почему у меня собралось несколько подшивок вашего издания, к сожалению, русского варианта. В Кривом Роге ни книгу, ни журнал, ни газету не найдешь на украинском языке. Наверное, кто-то считает, что украинские издания — интеллектуальные или политические — нарушат стерильность нашего люмпен-коммунистического ареала. Правда, ради объективности, должна заметить вот что: в прошлом году довелось побывать в Киеве (один день), купила украинское издание вашей газеты и была неприятно поражена, потрясена его языком. И дело, по-видимому, не в компьютерном переводе («половая тряпка — сексуальна ганчірка»), что признает и главный редактор Лариса Ившина, журналистский талант которой я приметила еще в первых «Киевских Ведомостях». Почему-то факсимильные письма детей на конкурс «Что бы я хотел изменить в Украине?», написанные на украинском языке, аутентичны русским текстам. Между тем, моя семья давно уже не подписывается на периодику, ведь живем на ту зарплату, которую выдали сегодня, а следующая может быть завтра или через два месяца. Но различным способом за периодическими изданиями следим, а газету «День» получаем из номера в номер по простой схеме: есть деньги или нет, а киоскер по договоренности этот единственный поступающий экземпляр оставляет «до востребования». Муж, возвращаясь с работы, забирает. Его бригада уже привыкла к этому, и стоит Даниловичу хотя бы день не принести «День», его замучают упреками. Итак, один экземпляр читают пять-семь человек.
Кстати, ваша газета стала предметом, вернее поводом, для непримиримых дискуссий в бригаде мужа, сформировав в рабочей среде стойкое отвращение к Кучме, подпитываемое ежедневным обнищанием, взлелеяв приверженность Марчуку и мнение, что действительно нет лучшего кандидата в президенты, кроме него. А еще вот такое: как у Кучмы хватает совести опять баллотироваться, причем таким образом, что люди не слышат, не знают других кандидатов. Неужели они там думают, что народ — умственные кастраты? Работал в бригаде один слесарь — стойкий сторонник Компартии и Симоненко. Это его право, хотя он и раньше, а сейчас тем более, живет в чине рабочего-нищего. Так вот он настолько упрямо спорил с большинством, «воспитанным» газетой «День», что оставил бригаду и даже тумбочку в бане поменял. Словом, «протестный электорат», как пишет ваша газета, имеет место быть. И если Кучма все-таки победит — никто не поверит в честность результатов. Народ проголосует за Марчука, Мороза, Симоненко (пенсионеры, память которых еще хранит стабильность существования, но уже не способна к размышлениям над нынешним лихолетьем). И все понимают, что эта «Злагода» давно уже согласована у руководящих кадров, потому что им и сейчас очень хорошо живется.
Одной строки для рецензии, как было сделано в анкетах, мало. Часто невозможно выделить какую-то статью, кого-то из авторов: придется перечислять штатное расписание редакции.
Вне конкурса назову, не глядя: экономический блок Ирины Клименко; аукцион п. Хвостива (мне, как натуре смешливой, нравится еще Шендерович в «Столичных новостях» — едва ли не единственный в этом издании); телеобзор Натальи Лигачевой; морально-этические рассуждания Клары Гудзик; саркастические эскапады Дмитрия Скрябина; тонкая наблюдательность Ани Шерман, Дианы Клочко; дневник (такое впечатление, что и сама внесла бы какой-то штрих из жизни).
Не надеялась, что среди разнузданной свистопляски СМИ может возникнуть словесная и тематическая эстетика. Думаю, Ларисе Ившиной удалось завоевать газетный рынок не без труда, тем более честь и хвала ей и всему редакционному коллективу. А еще думается, что если у премьера Марчука был такой пресс-секретарь, как ваш редактор, то за одно это не только я буду за него голосовать, но и мое и мужа окружение. Ведь, не вспоминая уже о житье-бытье, нет сил ни слушать, ни видеть это несуразное олицетворение Украины.
Телефон обратной связи с читателями: 414-91-26, отдел популярных тем