С волнением, искренним сердечным трепетом прочел я Ваш, п. Мирослава, отзыв на философские размышления о вечном человеческом сокровище, который до глубины души пронял меня, о Милосердии. Жизнь испытывает нас на человечность, с Вами соглашаюсь полностью. Потому что «самое главное в жизни человека сохранить свое человеческое достоинство вопреки всему. Потому что человек без достоинства — неполноценный человек. Народ без достоинства — это уже не народ» (Ада Роговцева).
На склоне лет я хорошо понял, что материальные положение, деньги и должности (я никогда за ними не гнался) не являются главным фактором моей жизни... сейчас я нуждаюсь в добром СЛОВЕ, в семье или вне ее — в магазине, на улице, в транспорте, общественных местах и тому подобное (где не слышать плюгавой, гадкой матерщины московской препаскудной, заполонившей, опорочившей украинский край).
Нуждаюсь сейчас в душевном добром, сердечном общении с хорошими людьми. Своим почти полувековой работой в школе, — а это сожительство с детьми, — говорите Вы, я заработал на это. И школьники, бывшие уже, конечно, являются для меня самыми родными, самыми дорогими собеседниками во время встреч с ними. Еду-путешествую на велосипеде (такой я уже велосипедист-путешественник!), встречают меня как хорошего учителя, или классного руководителя, или руководителя туристского похода (а бывали и в Карпатах, и по Ополью проездили, тропами украинских повстанцев времен освободительных борьбы походили, или Расточья, или экскурсии на производство, или в музеи Львова, Ополья и тому подобное) много раз. Они, бывшие, и не очень давние, являются моим источником теплоты душевной, основы нравственности правдивой. Можно и нужно жить, вопреки проблемам, в семье или в обществе. И жить с надеждой, что милосердие как проявление нравственности не ослабеет, не атрофируется.
В походах или на экскурсиях я чувствовал себя свободным человеком, другом школьников, где нет, не было того школьного цензора со стороны партруководства. Свобода! Вместе, единое общество! И сейчас мы друзья-коллеги. А разные конкурсы, олимпиады — остались в душе как добрые, прекрасные воспоминания!
А пришлось в этом учебном году из школы, где работал более 40 лет (и где пришлось изведать все — от замечаний, надругательства, чуть ли не выговоров от администрации школы), уйти уже на заслуженный отдых. А хотелось и хочется еще быть в числе педагогов, но... Глобализация, еще и всемирная, затянула в свою орбиту и образование. Сейчас в школе проходит детоцентрализация (этакое партнерство учителя и ученика), где происходит «эффективный способ вырастить откровенного эгоиста», ограничивая себя, отдавать все ребенку», — Владимир Спиваковский, экономист и бизнесмен ( «День» №70-71,2018). «Должно быть здоровое воспитание» (там же). Но ведь главной фигурой должен быть учитель. Потому что тот же «откровенный эгоист» становится уже дерзким нарушителем дисциплины, маленьким ханом, презирая учителя, потому что знает, что «сверху» есть приказ учителю: «Не трогайте его!», и он понемногу наглеет от урока к уроку, да и за учебу не берется, поскольку знает: оценки без проблем поставят такие, как «нужно», это уже забронировано давно. Такие наглецы, поиздевавшись над учителем, «знают» свои права, видете ли, а об обязанностях учиться — нет и речи !
Какое-то глупое фарисейство, или кумовство, или маленькое коррупционное деяние, но того морализаторства со стороны дирекции (покровительства ничтожества) и басен родителей я не выдержал, и убежал — оставил школу, а обида и горькие воспоминания на душе остались.
Да и уроки-обучения, где должна быть работа над изучением — усвоением материала, заменяют уроками-играми. Но как же игра — это развлечение, досуг. Что-то не очень сейчас прислушиваются творцы закона «Об образовании» к науке «психология» или предостережениям украинского ученого Александра Потебни относительно изучения иностранных языков еще с колыбели; а русификация ползучая убивает родной украинский язык сегодня.