Сдается мне, что одной лишь постановкой такого вопроса я вызову гнев и обвинение во многих тяжких грехах, в непонимании всего — действительности, науки, политики государства и церкви. Ведь вся государственная и религиозная верхушка, лидеры политических партий, обязуются бороться (именно «бороться») за создание в Украине единой, по большей части православной церкви. Из-за своей наивности и непонимания проблемы не против этого и большинство граждан Украины. Вот почему мое мнение может показаться чересчур конформистским.
Все, кто желает единой церкви в Украине, «зациклились» на устаревшем понимании роли церкви в обществе и в государстве. Между тем времена, когда церковь помогала государству консолидировать массы, безвозвратно прошли, как и все в истории развития человечества на земле.
Сама идея или мысль создать в Украине одну церковь (как и во всем мире — экуменическую), неосуществима, более того — вредна для дальнейшего правильного, по Божьей Воле и Мудрости, развития человечества на Земле. Ведь непременно вслед за идеей, желанием встанет практический вопрос: а какую церковь создавать? Католическую, православную или протестантскую? Конечно же, большинство граждан Украины — за православную. Второй практический вопрос, на который нужно будет дать ответ: а какую православную — русского (московского), украинского (киевского), константинопольского патриархата или автокефальную?
Относительно срочной необходимости полного «развода» с Московским патриархатом сомнений ни у кого мыслящего на государственном уровне быть не должно: независимость и суверенитет практически немыслимы при наличии «батюшек» и многомиллионной «пятой колонны». Но даже и при позитивном решении проблем украинского православия неоспоримо то, что это — долговременный процесс. И кто может сегодня подсчитать, каким к тому времени будет процент православных, греко-католиков, протестантов всех течений и сект, а также закоренелых «атеистов» в стране?
Судя по активной работе протестантов (к ним причисляю все другие христианские сообщества, даже мормонов), можно небезосновательно надеяться, что к тому «договорному времени» останется не больше 50 процентов православных. И даже объединившись, смогут ли они консолидировать нацию? Ответ однозначный — нет. Но не нужно паниковать — православным и сегодняшним государственным руководителям, политическим деятелям лучше вовремя понять и глубоко осознать одну истину.
А именно — дробление христианства, как и других религий, в целом является процессом прогрессивным и неотвратимым. Ему не следует мешать, памятуя, что былые методы и способы борьбы с ересью сегодня уже бессильны.
Такова Божья Воля, и вот почему. Во-первых, одна церковь, а значит — один руководитель (пусть даже формально коллегиальный, хотя такого религии пока что не допускают) в государстве, в регионе, а тем более в мире — это неминуемый религиозный тоталитаризм, который не легче или добрее политико-социального. И такой период своего развития человечество уже пережило. А Бог не хочет, чтобы к Нему «пастух пригнал бы стадо послушных овечек-христиан»; Он хочет, чтобы каждый человек пришел к Нему, понял Его Мудрость и Волю сознательно и самостоятельно.
У человечества есть один путь к познанию Истины, к Богу — это дискуссии. Честные и открытые. Эту истину человечество некогда преднамеренно «позабыло» и придумало себе иное — «идейную борьбу», физическое уничтожение идеологических противников, «врагов». И широко пользуется этими методами еще и сегодня. Все еще «во имя Бога», «во имя Аллаха».
Во-вторых. Наличие различных церквей, религиозных сообществ почти всех мировых религий на одной территории, в одном государстве обязательно приведет к широким дискуссиям. И дискуссии эти, в конечном итоге, будут проходить вокруг основного вопроса — сущности Бога, Его Мудрости и Воли. А это приведет к Истине. Главное, чего нужно добиваться, — чтобы эти дискуссии были желанными, честными и справедливыми. Бояться вражды между религиозными сообществами, общинами в этом случае не стоит. Потому что враждуют они между собой, когда их две или три. Когда много — они вынуждены быть толерантными.
Первые хорошие признаки этого процесса в Украине уже есть. В Киеве действует Украинский Совет Церквей, а во Львове проходят «круглые столы», совместные молитвы. К этому призывает и демонстрирует на личном примере и нынешний Папа Римский Иоанн Павел II. Может, в силу этого католические и греко-католические церкви сегодня более склонны к процессу религиозного понимания.
Если мы в Украине сумеем хорошо обеспечить процесс понимания между церквями, религиозными общинами, тогда Украина станет во главе мировой колонны на истинной дороге к Богу. А когда человечество на земле станет жить по Божьим Заветам, Заповедям, оно будет иметь царство Божье на земле и жизнь вечную.
Хотелось бы, чтобы это произошло как можно скорее.
P.S. Газета «День» благодарит г-на Гудзя за интересные мысли, хотя и не полностью их разделяет. Хотелось бы уточнить, что сегодня, собственно, о создании какой-то единой церкви (сейчас это так же невозможно, как создать в мире одно государство) речь не идет. Важной общественно-политической — а не чисто церковной — проблемой является объединение украинского православия и его независимость от Московского патриархата. Это проблема весьма существенная и неотложная — через Украинскую православную церковь Московского патриархата на Украину оказывают давление российские и украинские политические круги, пытающиеся возродить былое влияние Москвы на нашу жизнь. Сообщаем также г-ну Гудзю, что уже сегодня православные верующие составляют в Украине, по различным оценкам, 53 — 60% населения. То есть его прогнозы уже почти осуществились. Если наши православные церкви радикально не «перестроят» свою практику, то через несколько десятилетий Украина может потерять статус «православной страны». А что думают обо всем этом наши читатели?