День Независимости государства — большое событие для каждого народа. Независимость — это как самозащита этноса от ассимиляции в другие народы или от полного исчезновения. Получив ее, мы думали, что к тому хорошему, что у нас все же было в прошлой жизни, добавим еще больше. Обновим, наполним новым содержанием, украинским духом бытия и постепенно станем европейцами не только географически, но и по своей сути.
Но не повезло нам с проводниками нации. Мы — большинство граждан — хотели перемен политического уклада не для того, чтобы избавиться от рабочих мест и бесплатного образования. Мы проголосовали за государственность Украины, чтобы лучше жить, чтобы возродился наш напевный украинский язык. А каково реальное положение сегодня, на 15-м году независимости? Откройте большинство газет, включите каналы телевидения и радио, и вы почувствуете, как мобилизовались антиукраинские силы, как широко они ведут в последнее время прения относительно того, какому языку быть государственным в Украине, нужны ли украинские школы в Украине. Так нужны ли сейчас украинцы в Украине?..
Не считайте ошибочно, что эти проблемы поднимают шахтеры Донбасса, или хлеборобы Харьковщины. Им такая «ересь» не придет в голову. А вот политики попирают законы международного права, пренебрегают Конституцией и, в итоге, элементарным уважением к этносу, одноименному с государством. Ярким примером к этой, как говорят, деликатной теме был один из выпусков телепередачи, которую ведет журналист Савик Шустер («Свобода слова». — Ред. ). Одному из опытных политиков-депутатов снова украинство стало, как кость в горле. Он с презрением выплевывал с экрана «уважение» к народу и к его языку: «Мы учили украинский потому, что нас заставляли, но мы его не любили». Истинно антинародный депутат.
Я же хочу сказать, что зря украинский не любили. Он — один из лучших в мире. Так ученые-лингвисты все языки человечества делят на две группы: тональные и тембральные. Среди тональных мол украинский занимает второе место после итальянского. Эти языки мягкие, благозвучные, напевные. К тембральным принадлежат, например, немецкий, киргизский, русский, английский. Таких языков намного больше. И ничем не провинился мой прекрасный украинский язык перед негодяями, что из тысячелетнего унижения и преследования он хочет предстать в букете всемирных языков, как равный среди равных. Хотелось бы мне увидеть этого политика, если бы такую «мудрость» он «выдал» в Германии, Израиле, Америке или где-то еще. Не знаю, смог ли бы он с такими взглядами устроиться там не то что парламентером, но просто рабочим.
Не нужно далеко ходить еще за одним примером. В соседней России этнические украинцы Краснодарского края — потомки запорожских казаков — десятки раз просили своим детям открыть украинские школы, а ответ всегда был категоричным: «Одна Россия — один язык». Устаревшая психология, имперское мышление таких депутатов свидетельствуют о несовершенстве нашего государства, несовершенстве власти. А мы, украинская интеллигенция, трудовой народ, своим молчанием, своей пассивностью содействуем откровенному циничному отношению к государству и основным моральным его основам. Вот и встречаем 15-ю годовщину Независимости Украины в расцвете политического хамства.
Знаю, что трудно моему народу веками бороться с тупой грубой силой после «гулагов» и «сибирей». Было время, когда от физического и духовного надругательства совсем онемела Украина. Только Голодомор 1932— 1933 гг. выкосил по воле «отца» Сталина миллионы украинцев. Был уничтожен цвет нации — интеллигенция и духовенство. Считайте, что вытянули душу из народа и страхом деморализовали его.
Я с грустной гордостью свидетельствую исторические факты, что украинцы в разные времена помогали другим народам. В соседней России они открыли первые школы, чем победили невежество и темноту. Позже учредили первые высшие учебные заведения, подготовили для них высокоинтеллектуальные кадры в различных областях науки, искусства, образования, медицины, потому что это же были выпускники Киево-Могилянской академии. В годы Второй мировой войны украинцы, рискуя жизнью своей и своих семей спасли многих представителей других этносов, в частности еврейской национальности.
А сегодня Украинское государство переживает период своего трудного становления, и рассчитывает на поддержку национальных меньшинств. Зря в Крыму, Донецке или Харькове кое-кто мешает детям идти в украинские школы. Это только обогатило бы их души, приблизило бы к духовным источникам украинского народа. И кто знает, может, именно такие дети, обладая справедливым сердцем, станут апологетами украинства в самом высоком значении, каковыми были в свое время русские Дмитрий Донцов и Олена Телига (Шегенева), София Русова (француженка по матери) и многие другие. Тогда-то и возникнет монолитная нация, которая поднимет украинскую культуру как знамя, как сердцевину духовности народа. Изучение государственного украинского языка обеспечило бы на много лет вперед мир и покой в межэтнических отношениях, облегчило бы внедрение государственно-созидательной идеологии.
Сегодня Украине очень нужна четко очерченная этническая идея, которая сплотила бы и направила нацию и предупредила бы появление антиукраинских политических сил. Помните, как проводила предвыборную компанию партия, возглавляемая Н. Витренко? Этот лидер откровенно заявила, что если они придут к власти, то нам, украинцам, оставят исключительно Галичину: «Там і разгаварівайте своєю любою вам українською мовою». Как же нужно ненавидеть этот народ и это государство, чтобы так бравадно афишировать свое пренебрежение к ним! Поэтому нам немедленно следует работать над распространением и внедрением украиноведения в самом глубоком понимании. Как и подобает цивилизованному обществу, в нем должны чтить героев, положивших на алтарь свободы свою жизнь. Ведь идеи многих из них успешно использованы другими странами. Это первая Украинская Конституция Пилипа Орлика, труды по теории украинского национализма Дмитрия Донцова, философия Григория Сковороды, труды Андрея Шептицкого, среди которых центральным является «Як будувати рідну хату?» и другие. В своих моделях развития Украины основным элементом эти мыслители видели национальное сознание, как краеугольный камень в фундаменте государственности.
Печально, конечно, что из провозглашенного на Майдане мало что осуществилось. Наоборот, как вихрь ворвались антигосударственные, сепаратистские настроения, а с ними — нестабильность.
Наши оппоненты знают болевые точки нации.
1. Сегодня в Украине нет кадров, подготовленных бинарно — профессионально и идеологически. Часто руководят те, кто не знает ни государственного языка, ни глубинно самого народа с его традициями, обычаями, историей.
2. Сегодня в Украине отсутствует четкая и каждому понятная национальная доктрина — основа государственно-созидательной идеологии. В Украине такое явление опасно. Для примера, в России партии любого крыла, наиболее радикальные, никогда не выступали против государственных символов и основных основ: гимна, флага, герба, языка, политического уклада и др. В Украине при произвольном толковании демократии некоторые партии выступают под иностранными флагами.
3. Недостатком является отсутствие соответствующих рабочих контактов между национально-демократическими партиями и общественными объединениями, которые бы формировали общественное мнение, вели просветительскую работу.
4. В Украине СМИ откровенно не украинские. Их характеризуют по большей части как космополитические, пророссийские, выхолощенные от украинской сути идеи. А между тем, именно СМИ должны формировать в обществе соответствующую гражданскую позицию.
Украинцы — толерантная нация, в Украине комфортно всем народам. Испокон веков на этих землях отстаивались христианские принципы с их любовью к ближнему, терпимостью, умением понимать и прощать. Сейчас время противоречивое, политически напряженное, когда Украина и украинцы также ждут и рассчитывают на поддержку, взаимопонимание, любовь к себе именно того ближнего, с которым многие лета жить бок о бок.