Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нужны фанаты и... гражданское общество

Отзыв на статью Марии Чадюк «Могучая вещь — интерпретация» («День» № 2 от 12 января 2017 года)
17 февраля, 2017 - 16:01

«Есть много вещей, на которые мы мало можем влиять. Но есть то, что зависит от нас и от нашего выбора. Это — наше мышление», — так начинает свою статью Мария Чадюк. И с автором трудно  не согласиться. Думаю, что не только молодым, но и старшим читателям «Дня» очень импонирует глубина мышления девушки: «Мы выбрали неправильную, непозитивную презентацию себя всему миру, более того — самим себе...» Мария говорит о том, что многого можно достичь, активизировав туризм в Украине. В частности, и внутренний.

* * *

Полностью соглашаясь с автором, хочется добавить и несколько своих мыслей. Слабым местом в концепции Марии является то, что для реализации хороших дел всегда нужно достаточно большое количество энтузиастов. Образованных, креативных людей, настоящих фанатов своего дела. Даже максималистов! Это, скорее всего, будут молодые люди. С другой стороны, нужны знания и опыт. А этим могут похвастаться преимущественно люди старшего возраста. Помните высказывание: «Если бы юность умела, если бы старость могла...» Так вот, если удастся найти, перезнакомить и объединить тех, кто «умеет» и тех, кто «может», то выиграет все общество. Союзников и единомышленников нужно постоянно искать. Если такой подход станет стилем жизни современного молодого украинца, то все наши дела будут двигаться быстрее. Хуже, когда идея живет, а реализовать некому.

Расскажу кое-что из собственного опыта. На протяжении двух последних лет я, на всякий случай, анализировал почву для эффективных  познавательных поездок донецкой молодежи в Галичину, Буковину и на Закарпатье. Пока еще ездят десятками и сотнями; дальше же, убежден, гостей с востока будет больше. Как-то знакомая учительница из Донбасса намекнула, что хочет повезти своих учеников, чтобы познакомить их с резчиками Гуцульщины. Поехал на разведку, посетил несколько населенных пунктов. Здесь схема такая: сначала председатель сельсовета или директор школы. Скорее всего, получите информацию о ком-то из резчиков. А уже тот расскажет и о себе, и о своих коллегах. На месте будет видно — в какой последовательности посещать мастеров, сколько на кого тратить времени. Как только по селу разлетится весть, что приехали «файні східняки», гарантирую: отношение к гостям будет более чем теплым. Важно, чтобы у принимающей стороны потом не было разочарований, но за это уже отвечают донецкие. А варианты проведения времени могут быть разными. Как-то я абсолютно случайно  наткнулся на гуцула... с большим шахтерским стажем. Тот в молодые годы жил на Донбассе и работал на шахте. К нему могли бы подойти юные гости из города его юности. Здесь Марийка права: много зависит от интерпретации. Можно по инерции воспринимать детей с востока как юных «ватников», а самих детей настроить, что едут в гости к ужасным «бандеровцам». Сами понимаете, каким будет результат. Но к счастью, уже есть неплохая почва для того, чтобы воспринимать контакты по линии восток—запад как большой позитив.

* * *

Об этом говорит факт оживленного обсуждения в городах Донетчины познавательных поездок для детей, организованных активистами «Трухановской Сечи». Эти поездки делают хорошее дело! Потому что и в самом деле: людей, которые могли бы в перспективе организовывать внутренний туризм, стоит готовить уже сейчас. Давать им необходимые знания, настроить на творческую работу и поиск позитива. Реальная жизнь дает немало материала. Недавно был свидетелем того, как щедровальщик из Донетчины (театр-мастерская «Дукач» из Покровска) зашел в львовское кафе «Кримська перепічка» и защедровал для посетителей. И крымчане-беженцы, и коренные львовяне очень хорошо восприняли щедровальщика. Видно, что не ожидали такого яркого «прорыва» культурничества от людей из обожженного войной Донбасса. Приятно было от осознания, что история новой Украины творится на наших глазах! А теперь на минутку представьте себе, что программа «Внутренний туризм», о котором говорила Марийка, уже работает полным ходом. Юных жителей Покровска можно было бы повести в «зоокафе», открытое крымчанкой Татьяной Годок во Львове. Там такие замечательные, пушистые котики! Или познакомить со священником Тихоном Кульбакой, который переехал во Львов после того, как побывал в плену у сепаратистов. Он представитель Донецка в шестом поколении и в то же время... униат. Искренний, сердечный человек. Вот вам и быстрая ломка стереотипов! А еще можно познакомить желающих с переселенческими супругами из Крыма, которые организовали всеукраинский лагерь «Львовское Рождество с французским шармом». Здесь и изучение языка, и тематические мастер-классы, и изысканные французские блюда... Заодно и урок патриотического воспитания, ведь Яшар и Ирина Фазиловы раньше преподавали в престижной симферопольской гимназии №1. Но вынуждены были бежать во Львов, спасаясь от деструктивного «русского мира»...

* * *

Конечно, роль города Львова в Украине большая. Но и кроме галицкого «Пьемонта» у нас хватает интересных городов и поселков. Мне нравится, что Мария Чадюк, мысля креативно, употребляет такой термин, как «пиарщик государства». Нам бы таких пиарщиков побольше! Работы бы всем хватило — и пиарщикам, и скромным трудоголикам, потому что до сих пор мы недорабатывали. Далеко не все знают о традиционном параде маланок в Черновцах. Там есть на что посмотреть. Года четыре назад был на этом действе и обратил внимание на очень благосклонное отношение украинцев к молдавской культуре. Стоило бы открыть украинцам и город Болград на Одесщине. Это своеобразный центр болгарской культуры. А Берегово на Закарпатье — центр венгерской. Приазовский Мариуполь — греческой. Если языковая политика в Беларуси не изменится в ближайшее время, то можно постепенно из нашего Чернигова делать город украинско-белорусской дружбы. Сохранять кое-что из белорусской культуры... Через несколько десятилетий белорусы бы это оценили. И культурнические силы для этого есть. А еще украинцам и туристам из других стран стоило бы посещать Яругу на Винничине. Это село считается «праведником мира». Не удивляйтесь, есть и такой термин. Не человек-праведник, а все село! Во время войны украинцы здесь массово спасали евреев. Было создано что-то вроде комитета спасения: все еврейские семьи распределили между украинскими семьями, которые отвечали за то, чтобы они могли и где-то спрятаться на случай облав или неожиданных налетов жандармерии, и прокормиться. Миф об украинском антисемитизме быстрее развеялся бы, если бы в Яругу чаще ездили украинские патриоты, и снимали о людях этого края интересные фильмы.

Одним словом, много хороших дел можно будет сделать по мере формирования гражданского общества. Поэтому верим в себя, украинцы! Работы впереди много, но и мы цепкие...

Сергей ЛАЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ