Мы сегодня чаще, чем когда-либо, повторяем, что каждому из нас не хватает духовности, а обществу нравственности. Казалось бы, Киеву, в котором более тысячелетия назад вся Русь приняла Иисуса Христа, сам Бог велел стать образцом нравственности и высокой морали и этим показать, что мы христиане, а не язычники. Но, как оказалось на деле, отдельным киевлянам не хватает терпимости к своей истории, не хватает мудрости восстановить руины Храма Христова. Чтобы подтвердить это, далеко ходить за примером не пришлось.
Первые в Российской империи церкви Евангельских христиан появились в конце прошлого века в Украине — в Херсонской и Одесской губерниях. Евангельская миссия «Свет на Востоке», работающая в нашей стране с 1991 года, является потомком Миссии, которая еще в 1920 году оказывала помощь украинским и русским военнопленным, вернувшимся из плена после Первой мировой войны.
Сегодня деятельность «Света на Востоке» не менее значима. Василий Давидюк, президент миссионерского общества «Свет на Востоке», председатель Ассоциации миссионерских Церквей Евангельских христиан Украины, Пастор Церкви Евангельских христиан, информирует: «Хотя в миссии работает только 30 человек, через нас проходят значительные объемы гуманитарной помощи. Например, мы завезли 70 специализированных функциональных кроватей для тяжелобольных, стоимость каждой оценивается в $1 тыс. Стоимость ввезенного нами стоматологического кабинета и оборудования для операций превышает $300 тыс. Мы также ввозим кресла, медицинские коляски и другое оборудование и благотворительную помощь из Западной Европы». Кроме этого, проводится широкая миссионерская христианская деятельность — печатаются журналы для детей и взрослых, которые рассылаются бесплатно, благовествуется Слово Божье: даруется Библия, христианская литература, в том числе и на украинском языке.
В Киеве и в других городах Украины Церкви Евангельских христиан до сих пор не имеют собственных храмовых зданий. В 1996 году Ассоциация задумала построить дом, где был бы молебенный зал, можно было бы собираться вместе для общения. Предусмотрены детские студии и спортивные секции. Будет оказываться гуманитарная медицинская помощь, работать бесплатный медицинский и стоматологический кабинет, христианская библиотека.
Но больше четырех лет работники Церкви обхаживали высокие государственные кабинеты, собирая необходимую документацию и добиваясь разрешения на строительство. Наконец, к 2001 году был выделен для строительства Церкви участок на пересечении Овручской улицы и Подольского спуска. Представители городских властей даже поздравили христиан с началом строительства, так как немногим удавалось пройти этот путь до конца ввиду сложности процедуры согласования.
И вот, когда уже был подготовлен архитектурный проект, в начальные работы были вложены значительные деньги, а на место строительства приехали первые группы подрядчиков, местные активисты, проживавшие неподалеку, заручившись поддержкой одного из депутатов горсовета, начали пикетирование участка застройки. Они собрали более 320 подписей и направили письмо городскому голове с просьбой запретить строительство «чуждой церкви».
Как удалось выяснить у самих жильцов, большая часть подписавшихся ничего против строительства Церкви не имеет, а «возмутителями спокойствия» являются не более пяти активистов. Основных претензий несколько. Во-первых, сквер и детская площадка, которые находятся на этом участке, якобы будут снесены. Но эти упреки можно объяснить незнанием. Как заверили автора в «Киевзеленстрое», вместо 24 вырубленных деревьев в сквере будет посажено 27, причем эти работы Церковью уже оплачены. Сквер будет восстановлен и останется местом отдыха горожан. В Главкиевархитектуре заверили, что детская площадка будет перенесена и заново отстроена за счет Миссии, причем проект будет более современным, интересным и удобным для людей. Второй претензией жильцов является то, что христиане-евангелисты — «черные сектанты», которые будут учить иной вере их детей. Этот тезис можно отнести к темному невежеству. Евангельские христиане отличаются от православных или католиков только отсутствием тех или иных обрядов или преданий. «Мы сотрудничаем с протестантами (лютеранами, Евангельскими христианами, баптистами) в рамках Украинского Библейского Общества и Всеукраинского Совета Церквей. У нас много общего — это прежде всего Господь Иисус Христос, Евангелие, Слово Божье. При желании этого достаточно для того, чтобы работать совместно», — говорит Юрий Дорошенко, пресс-секретарь Украинской православной Церкви киевского Патриархата. Лояльно к строительству Церкви отнесся и учительский коллектив школы, расположенной неподалеку от сквера.
Наконец, третий аргумент и, очевидно, наиболее правдоподобный, кроется в том, что за место в сквере сражаются одна из столичных строительных организаций, которая хочет возвести здесь многоэтажку, и нефтяная компания, намеревающаяся строить здесь собственную АЗС. Абсолютно непонятна позиция Ганны Матико-Бубновой, возглавлявшей в Киевском городском совете минувшего созыва постоянный комитет по гуманитарным вопросам, которая сообщила в интервью одной из местных газет: «Хочу сказать, что люди, которые проживают рядом со сквером, мои избиратели. Наша главная цель — отстоять сквер и детскую площадку, которые расположены в этом месте. Даже если сквер и детскую площадку перенесут куда-то рядом, это нас — меня и инициативную группу жильцов — не устроит, поскольку все привыкли ходить в этот сквер».
В Государственном комитете Украины по делам религий такую позицию оценили довольно жестко. «В Украине признана свобода совести и вероисповедания, поэтому всяческое давление на Церкви, в том числе и попытки отобрать у них землю или имущество, опираясь на религиозную риторику, являются недопустимыми. Что касается попыток лишить земли под строительство Церкви, то этот случай не единичный. В Киеве вообще очень сложно получить землю, особенно это сложно сделать тем Церквям, которые пытаются действовать только в рамках существующего законодательства», — признается Виктор Бондаренко, председатель Государственного комитета Украины по делам религий.
Пока строительство Церкви, по решению городских властей, приостановлено, но законное право на застройку у Миссии остается. А жителям следовало бы определиться в том, что они хотели бы видеть из окон своих квартир — Божий храм в сквере, двадцатипятиэтажный дом или бензоколонку. Только надо помнить, что делая выбор, они выбирают нравственное будущее своих детей и их духовное здоровье.