В продолжение моего прошлогоднего письма («Кто нам споет на бис?», см. «День» за 10 июня 2005 года) хочется обратить внимание нашего Министерства культуры и туризма и Министерства науки и образования на воспитание вкуса и понимания классической музыки у нашей молодежи. Иначе мы рискуем потерять следующее поколение слушателей. Сейчас заполняемость залов обеспечивается преимущественно за счет старшего поколения. Не решив эту проблему, мы вряд ли сможем стоять в ряду европейских столиц, где очень высоко ценится музыкальная культура.
Воспитанием этой культуры надо заниматься если не в семье, то в школе — обязательно. Горько слышать, когда на мой вопрос внуку, что они делают на уроке музыки, он отвечает: «бесимся» (?) И это в хорошей школе...
В мои юные годы у нас был хороший школьный хор, принимавший участие в различных конкурсах и концертах. И пели не только патриотические песни и песенки, но и такие, как хор из «Евгения Онегина» «Девицы-красавицы...» и др.
Но главным воспитателем в понимании классической музыки было, конечно, радио (телевидения тогда не было). Всегда делала уроки, слушая музыкальные радиопередачи. А они были в то время потрясающими: по радио транслировали оперы не только из Большого театра, но и других театров мира. А также концерты с известнейшими певцами того времени.
Была еще такая форма передач как «монтаж оперы» (или оперетты), «запись по трансляции». Жила я тогда в Виннице, где не было оперного театра, но, приехав в Киев, была готова к восприятию оперы. И первая «Травиата» с Марией Бэм — впечатление на всю жизнь.
26 января мне позвонила дочь из Вены и сообщила, что 27-го (в юбилей великого Моцарта) будут транслировать грандиозный концерт из Зальцбурга, и чтобы я не забыла посмотреть. Но ни по одному из телеканалов трансляции не было... Не было и своих передач к этой дате.
Через день уже подробно рассказывала о том, как отмечался этот день в Вене. Все театры (детский в том числе) и все сценические площадки были предоставлены для исполнения музыки Моцарта. А в течение года будут поставлены все оперы Моцарта (у нас — ни одной). Был отреставрирован маленький театр, в котором играл сам Моцарт.
Грустно, что предстоящее (?) открытие нашей Малой (или Камерной оперы) затягивается в то время, как наши талантливые певцы выстраиваются в очередь, чтобы выйти на сцену или, не дождавшись, уезжают за рубеж.
Спасибо нашей Филармонии, которая очень достойно отметила юбилейную дату Моцарта. Эти концерты надо было бы и транслировать, и записать для телевидения, а затем показать в удобное время.
25-го января сего года по ТРК «Киев» была показана в записи опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» в исполнении лучшей европейской Джульетты Сусанны Чахоян. Именно за исполнение этой партии она получила премию на международном конкурсе в Будапеште.
Изумительного тембра голос, вокальное и актерское мастерство подкупают слушателей. Тема любви — вечная, тем более в сочетании Шекспир — Гуно. Из-за позднего показа в эфире (с 23.45 до 1.35) немногие смогли послушать оперу. Будем надеяться на то, что это еще исправимо. И еще хочется присоединиться к пожеланию Сусанны Чахоян одному из журналов: «Давайте бережно относиться друг к другу, нести радость и приумножать добро на нашей земле». Это в полной мере относится и к вашей газете, которая много внимания уделяет вопросам культуры. Всегда вырезаю рецензии Татьяны Полищук и знакомлю с ними театралов, с которыми общаюсь.