Украина, получив независимость после распада Союза, не только жила надеждами, но и, будучи одной из самых зажиточных республик, располагала промышленными и сельскохозяйственными ресурсами, достаточными для того, чтобы в короткие сроки выбраться из экономического кризиса, спровоцированного горбачевской перестройкой, и начать достойную жизнь — такую же, как у своих западных соседей.
К сожалению, вместо подъема произошел непрогнозируемый спад до уровня слаборазвитых стран, сопровождаемый обнищанием 3/4 пенсионеров и трудового люда. И довольно печально и странно, что чем дальше мы уходим от того исторического поворота, тем больше неодолимых проблем и меньше надежд на перемены к лучшему.
Народ устал ожидать исполнения периодически повторяемых предвыборных обещаний.
И вина в этом — не политическая несостоятельность нынешней власти, как это инкриминируют недруги. И тем более — не вина только Президента, хотя при настойчивом руководстве многих проблем можно было бы избежать.
Причины кроются в другом — как в регионально-национальной непримиримости, разжигаемой фанатиками, так и в многовекторности экономических устремлений, исходящих от ряда так называемых партий, действующих под девизом «чем хуже, тем лучше», которые через свои фракции в парламенте принимают многие законы не в интересах народа, а в интересах отдельных кланов.
Что касается правительства, то его часто делали удобным заложником всех провалов. И практически ежегодная отставка правительств не способствовала оздоровлению экономики, поскольку осуществлялась, в основном, по политическим мотивам. Бюджет расходовался в основном на проедание, а не на долгосрочное финансирование хотя бы важнейших отраслей народного хозяйства. Все это привело к банкротству десятков, если не сотен и тысяч, заводов и фабрик, в том числе многих промышленных гигантов. Их продажа за бесценок и перепрофилирование привели к массовой безработице и экспорту из Украины дешевой рабочей силы.
В этих условиях: когда многие говорят, но ничего не делают, когда государственные предприятия «лежат» или перепрофилированы под торгово-складские помещения, когда внутренний рынок оккупирован импортной продукцией (причем не пользующейся спросом в своих странах), когда значительная часть объектов народного хозяйства находится в собственности иностранцев — выбраться из экономического тупика с учетом только экономических факторов не так-то просто.
Многие возлагают свои надежды на предстоящие парламентские выборы. Как известно, нынешней парламент из- за внутреннего противоборства, доходящего до мордобоя, в плане укрепления политической стабильности не продвинулся. С учетом этого, судьбу выборов предстоит решать не противоборствующим блокам, а центристским. Избиратели (в первую очередь, беспартийные) должны осознать, что если парламентское большинство будет сформировано на основе «блока власти» или, тем более, «блока реванша», мир не наступит, будет еще больше разжигаться противоборство — вплоть до перехода от холодной войны к горячей.
Спасти ситуацию могут только центристские партии и блоки, которые сумеют после выборов объединиться под руководством лидера, способного руководить парламентом, и заниматься не только законодательной деятельностью, но и нести ответственность наравне с Президентом за исполнительную власть.