В прошлую субботу клиенты волынских отделений «Приватбанка» были, как говорят, застигнуты врасплох внешним видом их работников. Сотни банковских служащих по всей Волыни в тот день пришли на работу в... вышиванках. Такой оригинальной акцией один из самых успешных банков нашего края отметил День Независимости. Его глава Николай Романюк еще недавно был главой Волынской облгосадминистрации, а в настоящее время, по всей вероятности, готовится принять участие в выборах луцкого городского головы. Главный государственный праздник в Луцке совпал с празднованием 925-летнего юбилею первого исторического упоминания о городе. Древний Луческ одно время был даже зимней столицей Великого княжества Литовского, в нем в эпоху Средневековья собирался и съезд европейских монархов. Юбилейную дату и праздник государства отметили многочисленными мероприятиями, изюминками среди которых стали: фестиваль «Полесское лето с фольклором», освящение городской хоругви, световое шоу, а самым массовым оказалось участие лучан и гостей города в построении «живого» герба государства. Выполнив обязательный для этого дресс-код, на центральную площадь Луцка вышли несколько тысяч человек в вышиванках, и именно вышиванка стала на Волыни самым главным символом прошедших праздников. Однако именно этот признак как раз и не всех радует.
Светлана ФЕДОНЮК, пресс-секретарь Ягодинской таможни:
— В День Независимости мы с подругой Анной Фурман, которая в моем родном Владимир-Волынском возглавляет районную организацию ВО «Свобода», приняли участие в Дне рушника. Было в изобилии крестиков и глади, положенных на полотно мастерицами прошлого и нынешнего веков. Представляете, мы видели вышитый еще в 1933 году галстук с трезубом! Ее вышила одна женщина для своего любимого, который пошел в УПА. И нашли ее совсем случайно, в каком-то уголке на чердаке уже тогда, когда главных участников событий и на свете не было. День рушника прошел просто замечательно. Мы услышали интересные рассказы о вышивальщицах, увидели лидеров местных политических организаций, которые выплясывали. Натанцевались и мы с подругой. И напелись тоже. Было очень хорошее настроение, пока слово для выступления не взяла 90-летняя бабушка из местного Союза украинок. Она порадовалась, что дела и традиции мастериц-вышивальщиц интересуют и молодых. Мы с подругой переглянулись: среди собравшихся мы были самыми молодыми. Но мне — 35 лет, а ей уже 42... Да, на том фоне мы выглядели очень юно. И именно из-за этого стало грустно. Ведь перед кем красуется местный политический бомонд, если на празднике мы были самыми молодыми? Однако утешительно, что здесь же познакомились с известной местной вышивальщицей Лесей Дембровской и попросились к ней на мастер-класс по вышиванию. Она пообещала, но после выборов. Радуемся, что долгими зимними вечерами будем осваивать исконное украинское искусство. Говорят, чтобы дети в семье ладили между собой, их нужно крестить в одной сорочке. Мы с подругой говорили о том, что, по-видимому, и наших украинских политиков нужно окрестить в такой одной сорочке, чтобы был мир в нашем государстве. Анна сказала, что у нее скоро могут быть внуки, а она еще в своей жизни не положила на полотно ни одного крестика. По-видимому, и в самом деле мы попали на тот праздник очень своевременно, потому что, кажется, где-то в нашем возрасте и приходит преимущественно понимание того, чем является для украинцев вышивка. «Если люди умирают, а рушники остаются, значит, они — категория более вечная», — над этими словами подруги теперь только и думаю.
Сима КОРДУНОВА, волынская поэтесса, учитель украинского языка и литературы, член Союза украинок и Братства Андрея Первозванного:
— Порадовал выход как раз в канун Дня Независимости моей книги о родном селе Лаврив, что в Луцком районе. За независимость боролось много моих земляков, Лаврив иногда и называют «бандеровским» селом. Мне всегда казалось, что лавривцы — это наилучшие люди, мне всегда хотелось рассказать миру о родном селе и о его людях, которым никто никогда не платил, никто их и не награждал, а они ценой собственной жизни приближали независимость, которую мы теперь отмечаем. Написать было очень трудно. Не так написать, как собрать материал. Бывшие лавривцы теперь разбросаны по всему свету, с ними нужно было связываться. Опросила много людей, а в книгу вошли воспоминания лишь двадцати человек. Хотелось поместить как можно больше фотоснимков, и это мне удалось, хоть и большой, как говорят, кровью, ведь они старые, ветхие, с ними нужно было поработать. А огорчает то, что огорчает большинство. Очень больно за отношение к нашему языку, к нашим традициям. Язык наш в последнее время переживает новые нападки, а без него же нет и нации.
Борис РЕВЕНКО, руководитель народной самодеятельной киностудии «Волынь»:
— Порадовал воспитанник нашей киностудии, теперь известный в мире кинооператор и фотохудожник Сергей Михальчук. Он представил в Киеве свою очередную выставку, но она уже... продана. Права на нее купили, и теперь эти работы он уже не сможет показать, как бы нам хотелось, в Луцке. Ведь и Сергей, и другой наш именитый воспитанник, Олесь Санин, родом из киностудии «Волынь». К нам они пришли еще мальчишками. Занимались и в слайд-клубе, и в фотоклубе. Лет десять тому назад Санин на вопрос корреспондента газеты «Комсомольская правда», где он родился, так и сказал: «Я родился в киностудии «Волынь». Наша киностудия имеет десятки наград международных и всеукраинских конкурсов и фестивалей. Это всегда радует. Но если в прошедшие, так называемые советские времена, забота о киноискусстве проявлялась «сверху», мы получали и пленку, и химикаты, то теперь мне часто приходится клянчить. Этого делать не люблю, но ради будущих Саниных и Михальчуков должен это делать. Хорошо, что имею нормальную пенсию, потому что 13 лет отплавал в арктической китобойной флотилии. Но вот сняли мы фильм о семи чудесах Волыни. Использовали в нем архив нашего киноклуба, сценарий писал наш методист Виталий Герасимлюк. Государство выделило нам на это аж 10 тысяч гривен, а на Виннитчине на такую же работу выделили 100 тысяч гривен. Мне говорят, что Волынь — меньшая, потому и возможности меньшие. Меньшая, но не в 10 раз! Мы создаем музей волынского кинематографа и фотографии, и, поверьте, имеем уникальные материалы. Но помещение в центре города, которое бы при поселении здесь музея могло стать еще одним волынским брендом, уже продали...
Анатолий ЖОЛОБ, гайкивский сельский голова, Турийский район:
— Радуют цены на сельскохозяйственную продукцию. Литр молока уже принимают по 1 гривне 80 копеек, килограмм картофеля покупают по 2 гривни и даже по 2 гривни 20 копеек. Это заработок наших крестьян, их благополучие. Уже в настоящее время имеем закупщиков картофеля из Закарпатья, хоть его только начали копать, заявляют о своем желании и многочисленные посредники. Села нашего сельсовета картофелеводство спасло. Выращиванием «второго хлеба» на научной основе у нас занимаются с 2004 года, когда наладили отношения с местным научно-исследовательским институтом картофелеводства. У нас картофель давно не сажают, не обрабатывают и не собирают руками. Мы применяем самые современные научные разработки, причем некоторые новинки заимствуем в соседней Польше, когда их еще нет в Украине. Картофель из сел Гайки и Ягодное едят на многочисленных базах отдыха на Шацких озерах, сотрудничают наши крестьяне с известным львовским рынком «Шувар». Картофелеводством уже занимаются два с половиной десятка хозяев. Люди имеют, по меньшей мере, по три гектара. Это та земля, которая осталась «бесхозной» от колхоза, иначе она бы пустовала, как пустуют тысячи гектаров земли в Украине. Имеем в запасе еще 100 гектаров, и за этот год, думаю, и эту землю разберут.