Обращаемся к Вам от имени крымских украинских общественно-политических организаций.
С 1992 года обиваем пороги Министерства образования АР Крым по поводу открытия на полуострове школ с украинским языком обучения.
В угоду крымскому электорату, который и поныне занимает твердую пророссийскую коммунистическую позицию, бывший Министр образования Романенко В.П. официально, по телевидению, заявил, что никогда крымские дети не будут учиться по киевским программам и по львовским учебникам. Но под нашим давлением он вынужден был отдать приказ об открытии трех украинских школ, в котором, правда, не оговорил такие проблемы, как помещения для декларированных им школ, обеспечение их педагогическими кадрами и учебниками. Комментируя свой приказ, с целью оправдания перед «крымским народом», руководитель просветительского олимпа неоднократно заявлял, что желающих учиться на украинском языке в Крыму нет.
Однако наконец в 1997— 1998 учебном году Симферопольским горисполкомом была открыта украинская гимназия, и наши дети пришли в свою родную школу. Сегодня их 420, украинских гимназистов, детей различных национальностей. Они заканчивают второй учебный год в трудных условиях, в адаптированных под школу помещениях: сначала немецкой кирхи, а нынче — в детском шестигрупповом саду. В будущем же учебном году негде разместить вновь набранные первые классы, а также проблемы с удовлетворением просьбы желающих учиться на украинском языке в старших классах.
Но, к сожалению, руководители образования и Республики не желают расширения сети украинских школ и классов в своей «вотчине». Нам так и заявляют: «Пусть вам построят школу канадские украинцы». Утверждения о «хороших условиях для нормальной работы украинской гимназии», сделанные на основании выводов Министерства образования АР Крым, абсолютно не отвечают действительности и вынуждают нас обратиться к Вам, главе государства, гаранту Конституции Украины решить на политическом уровне вопросы создания надлежащих условий, пусть хотя бы отчасти подобных тем, которые имеют ученики Симферопольской первой (русской) гимназии, показанной телевидением при открытии нашей школы.
Просим вас поручить соответствующим лицам из Министерства образования Украины (кстати, там работал, а возможно, работает еще и нынче, Романенко В.П. — нашел место работы после отставки его с должности министра образования Крыма. Смех сквозь слезы!) объективно изучить состояние размещения украинской гимназии и Симферопольской школы-интерната для детей с ЗПР в их помещениях и принять решение об оптимальных условиях функционирования обеих школ (для ясности обращаем ваше внимание к газете «Кримська світлиця»).
Считаем, что нет больше нужды доказывать, что перестраивать украинское государство необходимо с национальной школы народа, который дал имя стране.
С. САВЧЕНКО, заместитель председателя Всеукраинского общества «Просвіта» им. Т. Шевченко
В. ЕРМАКОВ, председатель Крымской региональной организации Украинской Республиканской партии
Л. ПИЛУНСКИЙ, председатель крымской краевой организации Народного руха Украины
П. СЕМЕНОВА, исполнительный секретарь Крымского координационного центра прав человека им. П. Григоренко
(Печатается с сокращениями. — Ред.)
КОММЕНТАРИЙ
Свою точку зрения на эту проблему корреспонденту Наталье Трофимовой изложили должностные лица Минобразования Украины и АР Крым.
Начальник Главного управления профтехобразования Министерства образования Украины, бывший министр образования Крыма Валентин РОМАНЕНКО:
— Неправда, что в Крыму нет украинских школ. Есть школы и даже украинская гимназия. А что касается того, что она в помещении детсада — то разве это плохое помещение для школы?
В свое время, действительно, остро стояла проблема открытия школ с украинским языком. Где-то в 1995 году, когда я еще был Министром образования Крыма, наше министерство издало приказ о создании украинских школ в Евпатории, Керчи, Феодосии и Симферополе. Тогда «Просвіта» говорила: вы только издайте приказ, а мы позаботимся о том, чтобы набрать детей. Приказ был издан, но желающих учиться на украинском языке в достаточном количестве не нашлось. Набрался только один класс в Симферополе.
Заместитель начальника Управления общеобразовательной подготовки и гуманитарного развития Министерства образования АР Крым Татьяна ЯКОВЛЕВА:
— В соответствии с Конституцией Украины, нашим министерством разработана концепция образования на разных языках в АР Крым, которая в настоящий момент направлена в Верховный Совет Крыма. Все граждане республики имеют право подать заявление и добиваться, чтобы их дети получили образование на том языке, который они изберут. По мере того как поступают заявления, мы стремимся удовлетворить пожелания граждан. Но в зависимости от количества заявлений, мы можем открывать или только классы, или школы с обучением на украинском языке. Естественно, в Крыму этот процесс идет медленнее, чем хотелось бы украиноязычному населению, потому что в целом Крым — русскоязычный регион. И тем не менее, в Крыму действует четыре школы с украинским языком обучения, достаточно большое количество классов. Кроме того, анализ ситуации показывает, что число обучающихся на украинском языке за последние три года ежегодно увеличивалось примерно в полтора раза. А это показатель того, что дело украинского образования развивается и будет развиваться. Кстати, в начале сентября во всех школах Крыма проходит опрос: «Какой язык обучения Вы бы хотели избрать для своего ребенка на следующий учебный год?»
Что же касается непосредственно Украинской школы-гимназии, то это достаточно серьезная проблема, и к ней нужно отнестись с пониманием. Это новое учебное учреждение, действует оно второй год и имеет положительный имидж в городе. В связи с тем, что желающих обучаться в нем все больше, конечно же, возникает проблема с помещением. В свое время им был предоставлен хороший детский сад в центре города. Симферопольский горисполком во главе с мэром города Валерием Ермаковым продумывает вопрос, как обеспечить дальнейшую работу гимназии. Но сосредотачиваться на мысли о том, что это должно быть именно здание Симферопольской школы-интерната для детей с задержкой психического развития, пожалуй, не следует, потому что в Крыму есть только один такой интернат. Нужно искать другие, более оптимальные пути решения проблемы, которые бы не ущемляли ничьи интересы, а особенно детей, которые и так наказаны жизнью.