Когда в середине восьмидесятых в наше сознание вошел неведомый до этого феномен рекламы, мы даже не надеялись, что уже через десяток лет это явление будет формировать наши поступки и модель поведения, будет воспитывать нас, но в то же время будет вселять в нас стойкое отвращение.
Реклама для большинства украинцев — это видеоролики в промежутках между любимыми телесериалами или спортивными трансляциями, надоедливый хлам в почтовых ящиках и придорожные биг-борды. На самом же деле, прямая или скрытая реклама присутствует в значительно более широком спектре повседневной жизни. Ученые утверждают, что реклама является даже одним из факторов формирования национальной идентичности, причем ее размер увеличивается в геометрической прогрессии.
Мы покорно смирились с существованием рекламы, тихо ненавидя ее, осознавая, что «никуда от нее не денешься». В то же время феномен рекламы является общественным явлением, и мы, потребители рекламы, должны знать свои неотъемлемые права и уметь их должным образом защищать.
Кто платит — тот заказывает музыку
«А если не будут брать?» — «А если не будут брать — отключим газ» — этот диалог из известной комедии прочно засела в памяти большинства из нас. За десятилетия жизни в условиях советской действительности мы привыкли к отсутствию у нас элементарных прав, и часто молча терпим то, что вызвало бы шквал возмущения со стороны европейцев.
Такая ситуация, в частности, имеет место и при потреблении каждым из нас информационного продукта: все мы слышали, что существует где-то комитет по делам защиты прав потребителей, однако только самые предприимчивые находят в себе вдохновение обратиться туда с ходатайством о защите от недобросовестной рекламы.
Самой надоедливой является реклама на телевидении. Согласно украинскому законодательству, телевизионная реклама не является отдельной программой, а только составной частью другой программы. Поэтому мы вынуждены смотреть пачки рекламы в промежутках между нужными нам телевизионными передачами. Часто эти промежутки бывают даже длиннее, чем сами программы.
Каждый зритель, смотря рекламу, фактически, оплачивает рекламодателю вложенные им деньги, т.е., кроме оплаты за телевидение, мы опосредствовано выплачиваем определенные средства самим только фактом созерцания какой-то рекламы.
Следовательно, мы имеем основания требовать защиты прав потребителя, которая выражалась бы в должном уважении к нашему вниманию, запрещении скрытой рекламы и применения опасных психофизических методов рекламы с влиянием на подсознание.
Однако, это является только поверхностной защитой потребителей. Во многих странах развитой демократии уже длительное время существуют ассоциации потребителей телевизионной продукции, которые заботятся о том, чтобы телезрители имели наиболее полную защиту от засилья рекламы.
Конечно, эти ассоциации сталкиваются с сопротивлением со стороны производителей и телевизионных компаний, поскольку ограничивают уровень и количество рекламы, однако в целом они осуществляют положительное влияние на моральное здоровье общества.
Среди основных инициатив этих ассоциаций есть требование указывать рекламное время в анонсах телевизионных программ — т.е. предоставление рекламе статуса отдельной программы с соответствующим внесением ее в анонсы телепередач; законодательные требования к лимиту рекламного времени на телеканалах — чтобы реклама на канале не превышала определенного процента от общего эфирного времени; требование к публичным лицам действительно употреблять определенное время рекламированный ими продукт, и только после этого выпускать рекламный ролик (кто поверит, что известная теннисистка действительно пользуется дезодорантом за 5 гривен); и, наконец, наиболее радикальное, однако простое и эффективное требование демонстрации во время рекламы таймера с обратным отсчетом времени, чтобы зритель имел возможность ориентироваться, сколько еще будет идти реклама на данном канале.
О таком широком спектре прав украинский телезритель сейчас может только мечтать, однако при умелой самоорганизации, уже скоро принципы достойного отношения к личности потребителя телерекламы станут для нас такими же обычными, как запрещение рекламы алкоголя или табачных изделий в дневное время.
Выпьем? — Выпьем!
Кстати, относительно алкоголя и табака. Украина уже долгое время является открытым государством, и большинству из нас часто приходится общаться с иностранцами, посещающими нашу страну. Ради интереса попробуйте узнать у них, где еще им приходилось видеть настолько мощно развитую индустрию производства алкоголя и табака, как здесь, в Украине: даже в гипер- маркетах выбор спиртных напитков будет уступать каждому второму украинскому гастроному.
Зайдите в любой продовольственный магазин и вы заметите, насколько широк ассортимент алкоголя и табачных изделий, насколько изысканы и привлекательны бутылки, насколько доступны цены. Гордиться этим — преступление: тихое преступление против своего народа, против здоровья и духовного облика грядущих поколений.
Умудренные опытом, европейцы с американцами уже давно обложили весь ассортимент алкогольных и табачных изделий огромными акцизами и согнали весь этот бизнес в маленькие магазинчики. Достаточно сказать, что реклама — внешняя ли, телевизионная ли, печатная ли — алкоголя и табака там является строго ограниченной, вплоть до того, что уже раздаются голоса самых активных и предприимчивых потребителей относительно ущемления их прав «свободно выбирать смерть».
Вместо этого Украина, кстати, наполнена яркой и привлекательной рекламой табака и алкоголя. В Украине курить — еще до сих пор модно и престижно, а самая невинная встреча уже не представляется без кружки пива.
Вне всяких сомнений, большинство из нас является свободными в выборе того или иного образа жизни, ведь, действительно, качественный и дорогой алкоголь, как и табак, является изысканным способом отдыха, но, как известно, качественный товар рекламы не требует, а отовсюду наше сознание зомбирует реклама преимущественно товаров массового потребления и среднего качества.
Но главное — не реклама конкретного продукта, а навязывание стиля жизни. Пора нам уже осознать, что дешевых голливудских фильмов не будет смотреть ни один американец, потому что они «штампуются» для экспорта в страны «третьего мира», так же как алкогольно-табачные магнаты заботятся о своем здоровье и не употребляют собственной продукции.
Вместо этого в Украине на «алкогольно-табачных» ценностях ежегодно вырастают наши дети, для которых сигареты и пиво постепенно становятся привычными, а потом и незаменимыми атрибутами стильной жизни.
Следовательно, пока реклама в Украине не повернется лицом к общественным ценностям, а будет лишь средством достижения коммерческого успеха, до этих пор можно забыть о национальном единстве, о здоровье народа, о полноценном развитии украинских духовных идеалов. Украину и впредь будут переполнять тридцатилетние алкоголики, а ведущие спиртоводочные компании с гордостью будут декларировать высокие места продаж собственных товаров на мировом уровне. Бизнес — есть бизнес, вот только не слишком ли дорогой ценой?