Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Относительно Чорновила и возрождения Батурина

19 ноября, 2021 - 10:19
ЛЕВКО ЛУКЬЯНЕНКО В БАТУРИНЕ, НА КАЗАЦКОМ ПРАЗДНИКЕ / ФОТО ИЗ АРХИВА ВАСИЛИЯ ЧЕПУРНОГО

Уточнение к статье Ярославы Резниковой «К годовщине уничтожения Батурина» («День» №№ 137-138 от 12 ноября 2021 года)

В газете «День», которую я уважаю и читаю регулярно с неослабным интересом, есть статья Ярославы Резниковой «К годовщине уничтожения Батурина», на которую должен отреагировать.

Автор пишет: «В 1992 году сразу после возобновления независимости благодаря главе Народного Руха Украины Вячеславу Чорновилу и обществу «Просвіта» была основана традиция почтения памяти Батуринской резни».

Я прекрасно понимаю, что новое поколение не знает многих обстоятельств, а мы, те, что в курсе — не рассказали. Поэтому не имею к автору никаких серьезных претензий, но ради объективности должен указать, как все было.

...Понимаю, что фигура Героя Украины настолько привлекательна, что можно еще больше героизировать, но «люби, Боже, правду!» — не имел Чорновил отношения к возрождению Батурина вообще и к традиции почтения памяти жертв Батуринской резни, в частности. Точнее, приезжал, конечно, в Батурин, но о паломничестве всех знаковых фигур украинской политики в гетманскую столицу здесь не идет речь. Возможно, как глава НРУ он подписал какое-то письмо на батуринскую тему... И все. Собственно, не надо Чорновилу приписывать лишнего — от приписок его фигура не станет масштабнее.

Возрождение Батурина, как и почтение памяти жертв резни, совершенной московскими войсками, началось благодаря черниговскому обществу «Просвіта» (тогда называлось Обществом украинского языка имени Тараса Шевченко) и Народному Руху за перестройку. Когда мы решали план проведения похода «Дзвін-90», возник вопрос: где его на территории нашей области завершить? И я предложил Батурин — внештатный, заброшенный городок Бахмачского района в статусе пгт. Тем более что и Сумская область там близко, а ей мы должны были передать эстафету похода. И вот в Батурине впервые прозвучала панихида по гетману Мазепе, которую совершив епископ Черниговский и Сумский УАПЦ Роман Балащук (в настоящее время — митрополит Винницкий). Там впервые сотни людей услышали неругательные слова о Мазепе, об уничтожении Батурина, потому что на стадион, где проходило действо, съехались по нашему призыву неженцы, бахмачане, конотопцы, черниговцы... А когда наш хор во главе с Ларисой Куровской пошел на Гончаровку, где стоял дворец Мазепы, и что-то запели о Мазепе — из зарослей, где пасла коз, вышла плача женщина: «Впервые слышу хорошие слова о Мазепе!». Она назвалась какой-то его далекой родственницей, жаль, что тогда не расспросили подробнее...

А на батуринскую прощу первыми из столичных людей приехали два народных депутата — Роман Иваничук и Богдан Козярский.

В следующем году мы провели поход «Козацькими шляхами» и также завершили его в Батурине. Там впервые прозвучала рожденная в походе песня «Казачка» (слова Надежды Галковской, музыка Николая Збарацкого). Благодаря Раисе Кириченко песня стала всеукраинским шлягером. А в Батурине звучала еще одна прекрасная песня (на слова Ларисы Арзамасовой) «Котиться хвиля народного руху, гомін степами гуде».

Тогда и потом каждый год мы, черниговские «Просвіта» и Рух, организовывали в Батурине разные мероприятия и действительно с 1992 года начали чтить память и жертв резни, установив благодаря поселковому голове Иващенко памятный крест на Гончаровке. Но сначала там же, по инициативе Бахмачского общества украинского языка имени Тараса Шевченко (глава — Владимир Кашка) появилась первая в Украине памятная доска в честь гетмана Мазепы. Вспоминаю, как мы с Владимиром Ступаком ездили на переговоры по этому поводу к поселковому голове Александру Згурскому — он, к нашему удивлению, все разрешил. Я спросил, мол, как так, ведь Александр Филиппович был членом бюро райкома компартии. А он ответил: «У меня дядя был петлюровским офицером!». Невероятно!

А уже потом, когда мы проводили мероприятие в Доме культуры и на сцене играл на лире Антон Штепа — мастер-самоучка из Сваричевки, я заметил в зале главу правления Национального банка Виктора Ющенко, который внимательно слушал. Я пригласил его на сцену, но Виктор Андреевич отказался...

Василий ЧЕПУРНЫЙ, журналист, просвитянин, писатель
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ