Первыми на приближение Великого Дня реагируют, как ни странно, неаполитанские магазины. Практически сразу после празднования Дня святого Валентина на смену шоколадным сердечкам и целующимся игрушкам в витринах появляются ярко упакованные огромные шоколадные яйца и другие (шоколадные же) пасхальные атрибуты. Сами итальянцы с грустью констатируют, что их общество за последнее десятилетие явно клонится в сторону ярко выраженного консумизма: проще говоря, превратилось в общество потребителей. То есть, даже религиозные праздники постепенно превращаются лишь в повод приобрести, купить что-либо. А значит — и продать. Торговля мгновенно реагирует на любые возникающие потребности: будь то желания телесные или духовные. А в Неаполе, где необычно густо сконцентрирован мелкий кустарный промысел, где также тьма крохотных магазинчиков и лавок, это особенно заметно.
Итак, Пасха в Неаполе: что у нее схожего, а в чем различие с нашей, украинской.
Вместе со своими православными единоверцами католики Италии чтят 40-дневный пост перед заветным днем. Но, по моим наблюдениям, постится среднестатистический неаполитанец без особого рвения. Так сказать, без фанатизма. Суровых ограничений в еде не придерживаются, разве что по пятницам вместо мяса едят рыбу и морепродукты. Однако, учитывая, что цены на рыбу могут быть в пять-десять раз выше цен на мясо, понятие «постный стол» приобретает весьма неоднозначный оттенок.
У НАС — ВЕРБНОЕ, У НИХ — ПАЛЬМОВОЕ
За неделю до основного праздника отмечается «Доменика ди пальма» — Пальмовое воскресенье, аналог нашего Вербного воскресенья. Во всех церквях проходят праздничные мессы. Прихожанам раздают освященные веточки пальмы и оливы, которые сохраняются дома до следующего года. В четверг наступившей недели неаполитанцы, согласно обычаю, стараются осчастливить своим присутствием как можно больше церквей во время богослужения. Строго говоря, обычаем предписывается посещение всего-то семи храмов, но неаполитанцы, видимо, руководствуются старым добрым принципом « кашу маслом не испортишь». В старину именно четверг перед Пасхой считался первым днем весны. Молодежь надевала новые одежды и, перебегая от церкви к церкви, похвалялась друг перед другом. Сейчас обновами в Неаполе уже никого не удивишь в любой день года, поэтому последний перед Пасхой четверг потерял былое значение демонстрации новой весенне-летней коллекции. Но обычай всей семьей выйти в четверг и потолкаться около церкви — остался.
ПАСХАЛЬНЫЙ СИМВОЛ ПЕРВЫЙ — СДОБНЫЙ И СЛАДКИЙ
Точно так же, как и у нас дома, в Неаполе к Пасхе пекут пышную и ароматную пасху (кулич). Только вот форма этого праздничного хлебобулочного изделия для нас непривычна — в виде голубя, а вернее голубки — символа то ли мира, а то ли святого духа. По-итальянски «голубка» (а заодно и сдобный аналог нашей пасхи) — «коломба». Вот именно такая коломба, украшенная цукатами и миндалем, облитая шоколадом и посыпанная орехами, с изюмом, цукатами и цедрой, — стала символом итальянской Пасхи. Коломбы, запечатанные в яркие блестящие коробки, дарят друзьям, родственникам, знакомым. Большие офисы закупают их сотнями для поздравления сотрудников и наиболее важных клиентов. Хозяин небольшого магазинчика или парикмахерской, например, тоже считает делом чести подарить всем работникам по коломбе. Домашняя прислуга так же должна быть соответственно облагодетельствована самой дешевой коломбой. Надо сказать, что подобные съедобные шедевры пасхальных празднеств изготовляются на любой вкус, а точнее — на любой кошелек: от одного-двух до 15—20 евро. Поэтому вполне прилично таким образом засвидетельствовать свое почтение и личной парикмахерше, и уважаемому начальнику.
Раньше коломбы в итальянских семьях выпекали сами, в больших печах во дворе. Зато теперь современная индустрия полностью монополизировала это приятное производство. Сейчас по всей Италии существует несколько гигантских фабрик по изготовлению подобных изделий. Подсчитано, что к Пасхе каждый год в Италии выпекают ровно в два раза больше коломб, чем количество населения страны, включая новорожденных и немощных стариков.
В последние годы в продаже появились коломбы в виде пасхального яйца либо в виде ягненка — символа жертвенного агнца Божьего. Вообще-то, обычай готовить коломбу-ягненка пришел из Сардинии, что позволяет рекламе вовсю превозносить близость к старинным народным обычаям. Но, положа руку на сердце, сами итальянцы соотносят эти инновации только со стремлением торговли продать побольше и подороже.
СИМВОЛ ВТОРОЙ — ЯИЧНЫЙ
Еще один символ итальянской Пасхи для нас привычен и знаком — яйцо. Но не вареное и раскрашенное, как у нас. От православной крашанки или писанки тут в Италии остался только символ. Пасхальное яйцо здесь — это грандиозное (иногда до 1 м высотой) шоколадное сооружение, в недрах которого, как правило, запрятан какой-либо сюрприз: игрушка — для ребенка, сувенир или бижутерия — для взрослого. Эдакий универсальный «киндер-сюрприз» на любой вкус и возраст. Довольно распространенный обычай — подарить близкому человеку к Пасхе золотое ювелирное украшение именно в таком яйце. В этом случае даритель должен потратиться дополнительно: подарок несут в специальную мастерскую, где вам его и «запаяют» в шоколадное яйцо по индивидуальному заказу. По вашему пожеланию яйцо раскрасят и распишут текстами поздравлений, красиво упакуют и доставят адресату. Говорят, что стоит такое удовольствие недешево.
Зато представьте эффект! Вы получаете в пасхальное утро яйцо такой величины, что все страусы мира просто дохнут от зависти, небрежно взламываете шоколад (на который у вас аллергия) — а там, внутри!.. Дальше можете додумать сами. Но поговаривают, что пару десятилетий назад сын одного небедного неаполитанца именно в таком яйце нашел... роскошный мотоцикл. Что и говорить, любят местные папаши своих детишек!
Ну а если вы не сторонник столь радикальных способов доказывать свою преданность родственникам, можно ограничиться шоколадными зайчиками, цыплятами и утятами, которых табунами продают в Неаполе за месяц перед Пасхой, притом на каждом углу. Когда-то эти милые зверята были символами наступающей весны. А вот символами чего являются шоколадные... Барби, машинки, трансформеры, шоколадный же Гарри Поттер или человек-паук? Нет, я решительно не понимаю чего-то в современной пасхальной символике!
А ЧТО ЕЩЕ, КРОМЕ СЛАДОСТЕЙ?
Конечно же — горячо любимая всеми итальянцами паста, то есть макароны! Готовят их с изысканными соусами, с разного сорта рыбой, кальмарами, мидиями, осьминогами и другими обитателями подводного царства. Обязательное блюдо на праздничном столе — так называемое пьятто сакро — святое блюдо: на большую тарелку выкладывают несколько нарезанных вареных яиц, колбасу-салями и соленый сыр. С этой старинной закуски необходимо начинать праздничную пасхальную трапезу. Дальше идет наваристый мясной бульон из нескольких сортов мяса. Обязательно готовят молодого барашка. Только в Неаполе варят к Пасхе особый суп с зеленью, количество сортов которой может достигать более десятка. Вина пьют совсем мало, скорее запивают им жирную пищу.
На сладкое еще одно типичное пасхальное блюдо — пастьера. Это такой открытый, обязательно круглый пирог с начинкой из сладкого творога и эссенцией из апельсиновых цветов. Но самое интересное в пастьере то, что тесто для нее замешивается не из муки, а из вареных пшеничных зерен. Вот такой гибрид нашей сырной пасхи и рождественской кутьи.
А вот еще одно «параллельное» между нашими кухнями блюдо — неаполитанская касатьела. Это опять-таки пирог, на этот раз несладкий, из дрожжевого теста, в которое замешаны кубики нескольких сортов колбасы, сыра и ветчины. Но самое главное — сверху касатьела по кругу украшена целыми куриными яйцами в скорлупе, которые вставляются сырыми в тесто еще до выпекания. А потом так и ставится этот архитектурно-кулинарный шедевр в печь. Итак, крашанка не крашанка, писанка не писанка — может, «выпеканка»? Я бы так назвала этот неаполитанский способ готовить яйца на Пасху.
НА ДРУГОЙ ДЕНЬ
Итак, яйца неаполитанцы не красят, колбасу в церковь святить не носят. А вот за столом, как и у нас, любят посидеть на Пасху всей семьей: с детьми, внуками, зятьями и невестками. Как видим, очень похоже. Но вот понедельник, который называется в Италии «паскветта», существенно отличается от нашего послепасхального дня, заполненного мучительными размышлениями о бренности всего сущего, то есть о необходимости переварить ранее съеденное.
Итальянцы же нашли оригинальный способ сжигать приобретенные днем раньше праздничные калории. «Паскветту» здесь все стараются провести как можно активнее и как можно дальше от дома. Как правило, все пускаются в дальние и не очень путешествия и прогулки, едут на море, в горы, в исторически и культурно интересные места. Существует даже поговорка: Пасху — с семьей, а паскветту — с друзьями.
В паскветту открыты все музеи, археологические раскопки, выставки, ботанические парки. Огромные очереди туристов в этот день стоят перед входом в Королевский дворец, в Археологический музей, к руинам в Помпеях. В Неаполе в этот праздничный понедельник можно услышать на улицах английскую, немецкую, шведскую речь. Кажется, вся католическая Европа рванула посещать древности, с толком используя данную Богом и государством «паскветту» и пасхальные каникулы.
Неплохой, прямо скажем, способ празднования!
А КАК МЫ, УКРАИНЦЫ, В НЕАПОЛЕ ПРАЗДНУЕМ?
В этом году нам не повезло: православная и католическая Пасха выпадает на один день. А в другие годы удавалось праздновать дважды! Сначала по неаполитанскому обычаю едим коломбу, пастьеру и касатьелу. Осьминоги и баранина — слишком дорогое удовольствие, без них обойдемся. А вот паскветта — законный выходной, можно и вспомнить, что мы все-таки в Италии, в стране, где сконцентрировано более 90% всех мировых памятников античности.
А там глядишь — и наша православная Пасха подоспела. Это что-то особенное — наблюдать, как украинцы готовятся праздновать этот величественный день на чужбине! Кому-то из дома передали домашнего копченого сальца, колечко колбасы из печи. Итальянскую рикотту, который только отдаленно напоминает наш творог, доводим до состояния сырной бабки в микроволновой печи. Теперь — крашанки!
В овощной лавке я покупаю килограмм лука (неудобно же просить только луковую шелуху, ради которой и вынуждена тратиться на абсолютно ненужный мне лук!) и тихонько нагребаю в пакет вместе с луковицами необходимое мне сырье для покраски яиц. Продавцу-неаполитанцу достаточно было одного взгляда на мои бестолковые действия в ящике, чтобы мгновенно определить: «Ты украинка?».
Получив утвердительный ответ, он наклоняет над моим пакетом пару ящиков — и я обеспечена растительным красителем для крашанок на ближайшие 10—15 лет! Видно, не я первая сегодня покупаю у этого продавца лук: кто-то из «наших» уже провел с ним народоведческие беседы. Да здравствует дружба между народами!
В Светлое Воскресенье украинцы всего Неаполя будут стекаться к греко-католическому храму, где проведет праздничное Богослужение отец Роман. Будут разложены возле церкви крашанки, писанки, пасхи, сырные бабки. То есть все то, к чему привыкла и к чему тянется украинская душа. А на чужбине — особенно.
С наступающим Великим Праздником вас, дорогие земляки!