Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пластиковый нож против атомной бомбы

22 сентября, 2001 - 00:00

Многочисленные спутниковые телеканалы — Германии, Франции, Италии, Испании, даже Польши и России, но прежде всего США и Англии — целыми днями показывают манхеттенский ужас, слезы Европы на фоне американских улыбок вежливости, которые не сошли с лиц даже во время скорби после трагедии.

Известно: трагедия является знаком затаившейся катастрофы, ее голосом, ее криком. Реже — паллиативом. Очевидно, она открыла новую эру в международных отношениях: ни Америка уже не будет воспринимать внешний мир по- старому, ни сам он уже не будет смотреть так, как прежде, на Америку, чья гордость унижена. Завистливое злорадство смещает акцент: мол, гонор Штатам сбили, — но это рабское утешение из-за отсутствия достоинства и понимания, ведь, как свидетельствует надпись на гробнице Рамзеса III, «каждый раб мечтает не о свободе, а о собственных рабах».

Тема дня сейчас — пластиковый нож против атомной бомбы. Напомню английскую пословицу: «Не бросайся камнями, если живешь в доме из стекла». Оказывается, что даже «томагавки» со «стелсами» и флотами по всему миру, начиненные атомной смертью, не предохраняют от разрушения самый современный дом в тысячу окон, который достигает 110 заселенных этажей. На память приходит также забытая Западом восточная притча о войне слона с комаром, которая заканчивается тем, что комар влезает в хобот слону и слон от укусов комара сходит с ума...

Конечно, цветы на граните всегда более трогательны, чем объедки на асфальте. Политики бросились сочувствовать сильным и не хотят понять слабых, которые оценили этот мир стоимостью своих жизней и тысяч чужих, оборванных на горе близким и родным и на позор нам всем, оставшимся жить. Это жертвоприношение от отчаяния, от нестерпимого осознания своего бессилия, загнанности в тупик и от страха перед будущим, но ведь сознательное, осуществленное после тщательной подготовки, значит, не совсем сдуру, не от ленивой беспомощности или малодушия. Подумайте: если все камикадзе больны на голову, то что с них спросишь, и по какому праву можно судить мертвых? Какова она, вина мертвых, когда сильный измеряет вину сам и только наказанием для живых? Бездна бездну порождает, если следователем и обвинителем является пострадавший, который и выносит приговор. Хотя воздушные разбойники-храбрецы все мертвы и стоят перед судом Божьим, могущественный лидер уже выделил $40 млрд. для смертоносной войны, а в союзники привлек даже Россию, тем самым приписав к террористам весь народ Чечни.

И никто не ставит заранее вопрос: «Откуда такая отчаянная дерзость безумцев ? Почему так произошло? Что, кроме материализованного безобразия, стоит за поступком самоубийц? Где повод для душевного крика по обе стороны, а где глубокая причина?» «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и им не сойтись никогда», — пророчил Р. Киплинг. Неужели кроме уничтожения себе подобных, следовательно, за счет более слабого, нет другого способа решить противоречия глобализации?

Известно ведь: сытый голодного не понимает, а ружье, которое висит на стене, должно обязательно когда-то выстрелить. Разве Чернобыль был простым стечением обстоятельств? Не является ли корнем противостояний глухота сытых, посеянный сильными мира сего — всегда под благовидным предлогом — террор политический, экономический, информационный, культурно-духовный? Террор, кстати, означает «страх». Но в «бедной» Америке даже после такого коварного удара никому не страшно: наоборот, кое-кто даже кипит от агрессивного желания размяться, поиграв мышцами. Больше всего перепуган как раз беззащитный исламский простой народ: убегают из своих домов и роют бомбоубежища мирные напуганные афганцы, которые ни в чем не виновны и не имеют ядерного арсенала, которым можно мгновенно уничтожить все живое на планете.

И есть ли в мире сила, которая способна укротить терроризм в любом виде?

Виталий РАДЧУК, доцент Национального университета им. Т. Шевченко, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ