Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Почему же это барону можно, а мне нельзя?»

28 сентября, 2012 - 11:53

Сегодня в Украине много говорят о коррупции, но мало — о ее причинах. А не установив причину этого явления, не удастся его побороть. Вынесенный в заглавие статьи вопрос взят из пьесы «Три сестры» А. Чехова, великого знатока человеческой натуры. Этот вопрос, извечный продукт человеческой психики, здесь как нельзя более уместен: он помогает увидеть именно причины и истоки украинской коррупции.

Слово «коррупция» происходит от латинских «ruptio» и «corruptio» — разрушение, подкуп (Тлумачний словник сучасної української мови, 2005). Но во многих словарях оно трактуется шире — как нарушение нравственно-этических норм поведения человека (Webster’s New World Dictionary, N.Y., 1988). А коль скоро это поведенческая особенность человека, то и ее причины надо искать именно здесь.

Жизнь человека генетически основана на повторении жизни предков. Но человеку, как психически наиболее развитому существу, живущему в самом многочисленном и сложном сообществе, такого простого повторения мало: его поведение обогатилось подражанием. Тут ему на помощь пришли религии, предложившие образцы из прошлого для подражания сегодня. Однако человек ищет образцы и в окружающей его жизни. Развитая цивилизация заменяет примеры из прошлого примерами из настоящего, из современной человеку жизни. А тут наиболее яркие примеры для подражания — это примеры тех, о ком чаще всего говорит телевидение, радио, газеты. И кто же это? В Украине это Президент страны и его окружение — верхушка властной так называемой «элиты».

По каждому из наших президентов примеры овладения огромным имуществом, быстрого обогащения их родственников, конечно, можно приводить множество... Однако здесь более важно другое: почему барону можно, а мне нельзя? И чиновничья братия страны, во всех кабинетах которой висят портреты ныне действующего Президента (что немыслимо в цивилизованном мире), не только сама захватывает берега Черного и Азовского морей, захватывает и деформирует берега рек Украины, но и дает (продает?!) разрешения на это «состоявшимся людям»... А ведь это запрещено Конституцией Украины! Захватывать и застраивать берега не могли даже помещики во времена крепостного права. «Общинное» (по-украински «загальне») тысячелетиями было неприкосновенным. Вспомнив об истории, нельзя не отметить, что власть повсеместно, и в частности в столице, так же цинично «дает» разрешения строительному бизнесу на уничтожение исторических памятников.

Конечно, числу подобных примеров нет конца. Общим в них есть то, что их субъекты нарушают нравственно-этические нормы поведения человека в обществе. В соответствии с вышеприведенным определением это — КОРРУПЦИЯ, и, как видим, она распространяется, как инфекционная болезнь.

Ею охватываются все части общества.

Но почему ничего подобного не происходит в цивилизованных странах мира? Почему у президента Франции Миттерана сумма средств на банковском счете не выросла после 14 лет его президентства? Не обогатились и его близкие родственники. Канцлеры Аденауэр и Эрхард, поднявшие Германию из руин и пепла за десять лет (1948 — 1958) до уровня третьей экономики капиталистического мира, не стали миллионерами к концу полномочий. Почему? Ведь человек слаб, а власть развращает, и даже человек высокой культуры и морали может где-то проявить слабость. Так, президент Филиппин Акино, купивший подержанный (!) «Порш»-911, был вынужден сразу же его продать и пересесть на старый БМВ: народ Филиппин не позволил ему ездить на дорогом авто.

Даже сказанного уже достаточно для ответа на вопрос о том, почему коррупция не процветает в цивилизованных странах мира.

Во-первых, там во главе страны стоят не совсем такие, как у нас, люди. Конечно, и в цивилизованном мире лидеры имеют амбиции, они любят власть, но не личное обогащение является для них главным делом во власти, и, к тому же, они не столь примитивны. Вряд ли кто-либо из европейских лидеров празднует свой день рождения в самом дорогом отеле Сардинии или на даче в Крыму, приглашая для увеселения самых дорогих эстрадных певцов из других стран.

Во-вторых, в этих странах не такой, как мы, народ. Там народ отличается законопослушностью и жестко требует того же от своих лидеров. Там Барону НЕЛЬЗЯ! Барону нельзя — это означает полную открытость его жизни для общества, то есть право людей узнавать и освещать все о его собственности, о нем и о его семье. Именно этим в цивилизованном мире устраняются источники коррупционной болезни, и инфекция не распространяется по дереву власти. Другого средства для искоренения коррупции нет! Барону НЕЛЬЗЯ!

И нам следует понять, что другого средства для искоренения коррупции нет. В Украине человек, идущий в политику или на государственную службу, не может претендовать на закрытость своей приватной жизни. И он должен понять и согласиться с тем, что решение Конституционного Суда Украины № 2-рп от 20 января 2012 года, утверждающее конфиденциальность информации о «...відносинах немайнового та майнового характеру...», на него не распространяется, так как он не просто гражданин, а гражданин на службе общества, а потому его жизнь должна быть открыта этому обществу как современный нравственно-этический образец поведения.

Баронам нельзя! Нельзя, потому что именно им подражают, именно они становятся источниками болезни, имя которой — КОРРУПЦИЯ.

Иван ЮРКИВСКИЙ, физик, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ