Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почетное председательство,

или Тупики гуманитарной политики
18 июня, 1996 - 18:29
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

«...якби хоч трохи глузду під чуби...»

Лина Костенко

Тот, кто следит за событиями, разворачивающимися в Полтаве в связи с подготовкой к отмечанию 300-летия Полтавской битвы, не мог не заметить словесной и письменной казуистики, имеющей место в среде местных чиновников. Не самым лучшим образом ведет себя и созданный по приказу Президента Украины правительственный оргкомитет, возглавляемый вице-премьер-министром Иваном Васюником. Такое впечатление, что последний просто самоустранился от этого дела.

Почему? С одной стороны — сильное противодействие антиукраинских, а точнее советско-российских сил, которые еще преобладают в органах местной власти, в частности, в Полтавском городском совете, а с другой — правительственные чиновники без всякого энтузиазма берутся за это дело и не особо настойчиво требуют от властей города и области исполнения указа президента. Фактически происходит скрытый саботаж. В конечном итоге, как в Киеве, так и в Полтаве занимаются в основном словоблудием и только имитируют бурную деятельность. Тем более что это далеко не ординарное событие. И не только в историческом плане. Речь идет об отмечании, а не праздновании этой даты, как этого хотят российские власти. Для нас этот юбилей не иначе как тест на национальную и политическую зрелость.

Но давайте выйдем за рамки этой даты и попытаемся понять, почему такое возможно в исполнительной власти, которая игнорирует ею же принятые решения. Итак, я так же, как и профессор Киево-Могилянской академии, доктор исторических наук Владимир Панченко, сопереживаю и возмущаюсь действиями чиновников гуманитарного блока Кабмина и Полтавской городской и областной госадминистраций.

С другого стороны, за многие годы выработались уже определенные правила поведения и у членов различных государственных комитетов, комиссий, оргкомитетов. Среди них хватает не только равнодушных «молчунов», но и корыстолюбивых приспособленцев, которые хотят и от власти быть на расстоянии поцелуя, имея от этого собственную выгоду, и в то же время отстаивать интересы дела. Но так не бывает — нужно чем-то жертвовать. К сожалению, в основном жертвуют собственной позицией. А точнее совестью.

Поэтому можно только представить, сколько подобных тупиковых ситуаций возникло сегодня из-за таких бездеятельных и безответственных оргкомитетов, в которых председательствуют чиновники не ниже министра — члена правительства. Например, вице-премьер по гуманитарным вопросам И. Васюник возглавляет до десятка подобных оргкомитетов. Но ведь я не думаю, что высокую заработную плату он получает за то, что является в них просто почетным председателем, работая по схеме: немного здесь, немного там.

Удивляет другое — почему стиль «почетного председательства» одновременно в нескольких комиссиях, комитетах, оргкомитетах, очень широко практиковавшийся в советской системе управления, живет и процветает на ниве современного наивысшего менеджмента, если таковой существует в государстве? Неужели не достаточно прямых служебных обязанностей, четко выписанных в положении (регламенте) той или иной службы, за исполнение которых несет государственную ответственность вице-премьер или другой член правительства? Почему на один циркуляр нужно писать второй, третий и т.д.? Такое впечатление, что если бы не создали оргкомитет, то тот же И. Васюник положил бы под сукно Указ Президента об отмечании событий, связанных с 300-летием Полтавской битвы от 9 ноября 2007 года, и распоряжение Кабмина от 2 апреля 2008 года и не нашел бы времени, чтобы встретиться с другими высокопоставленными чиновниками, которые «по службе» обязаны решать эти вопросы.

Конечно, не привязываясь конкретно к какой-либо фамилии, хочу заметить, что круг обязанностей у вице-премьера по гуманитарным вопросам действительно всегда был самым широким — от библиотеки, школы и аптеки до пенсионного фонда и типографии. Но ведь, во-первых, почему-то не уменьшается скамья запасных на эту должность среди претендентов в различных политических партиях. Такое впечатление, что кое-кто понимает гуманитарную политику как гуманитарную помощь, а культуру — в рамках концерта или спектакля. Во-вторых, никто силой никого не тянет в это кресло, и каждый знает, на что соглашается, сколько нерешенных проблем накопилось в каждой сфере. Время «кухарок» давно прошло. Но, к сожалению, претенденты рассуждают по-другому. Неслучайно, став министром, кое-кто готовится к своей первой пресс-конференции по полгода. А то и вообще избегает их.

В отличие от аграрной, промышленной, энергетической политики, у гуманитарной нет объединенной долгосрочной государственной программы (доктрины) хотя бы на ближайшие пять лет, да и никогда ее не было и неизвестно, когда будет. На мой взгляд, по нескольким причинам. Первая — это частая смена кадров в правительстве, что дает основания вице-премьеру, как и министрам, больше думать о семейной политике, а не государственной. Вторая — это две параллельные службы. Одна — в Кабмине, другая — в Секретариате Президента. И у каждой из них свои сценарии развития гуманитарной политики. Возьмем для примера сферу культуры и искусства. Здесь президентские культурники полностью монополизировали этот сектор и диктуют свои правила игры. В Кабмине только фиксируют мероприятия, которые разрабатываются и проводятся по указаниям Банковой. А чаще всего узнают о них из телевизионных новостей. В том числе и о наградах и званиях, которые часто вызывают изумление и возмущение у людей. Но штамповка новых «народных» и «заслуженных» от этого не уменьшается.

Но самое удивительное, что такая ситуация, а точнее роль посторонних наблюдателей, работникам кабминовского культурного фронта нравится. Они и не пытаются перехватить инициативу, предложить обществу свои проекты. Потому неудивительно, что в эту сферу вынужден вмешиваться президент страны. Кто-то же должен в государстве думать о сбережении культурных ценностей, об отмечании памятных дат и событий и т.п.

Третья причина — одинаковая для обеих служб. Это если не пропасть, это барьер, образовавшийся как между кабминовскими, так и между президентскими гуманитариями с одной стороны и творческой интеллигенцией — с другой. Общаются они между собой, как правило, при помощи либо СМИ, либо открытых писем. И как видно из содержания — адресаты друг друга часто не слышат и не понимают. Или не хотят этого.

Так чья же вина? Наверное, обеих структур. Когда речь идет о культурных и духовных ценностях, об исторических принципах, над которыми особенно жестоко поиздевались царская и советская системы, ПОЗА — наихудший способ для выяснения отношений. Особенно со стороны государственных структур. Здесь должна быть четкая НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ. Постоянное нытье или детское всхлипывание не к лицу украинской элите, работающей в области культуры. Ведь отбирают не конфету, а значительно больше — наше право иметь свою национальную культуру, свой отечественный гуманитарный материк, к созданию которого часто привлекаются люди, которым все равно, что создавать, а еще лучше ничего не делать.

Аркадий МУЗЫЧУК, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ