Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что эра почтовых вагонов подошла к концу, и в истории почтовых перевозок начался новый этап — автомобильный. Безусловно, что технический прогресс сыграл немалую роль в истории транспортировки писем и газет: сначала были курьеры, потом дилижансы и пароходы, в 70-х годах девятнадцатого века появились почтовые поезда, а теперь и автомобили. Как известно, автомобильный транспорт по скорости уступает лишь воздушному, что, естественно, играет большую роль в работе почты. Правда, не это стало решающим фактором при принятии «Укрпоштою» подобного решения, прежде всего это вызвано экономическими соображениями. После того как «Укрзалізниця» с пяти копеек за один километр подняла тариф до девяноста, не включая дополнительных расходов, что тем самым повлекло за собой значительные убытки со стороны работников печати и почты, приоритет автомобильного транспорта стал налицо. Теперь километр обходится «Укрпоште» в одну гривну, что, по сути, на 26% меньше, чем стоимость железнодорожных перевозок. Правда, сотрудничество почты и дирекций автомобильного транспорта началось не сегодня, а в 1997 году. Тогда автомобильные перевозки преимущественно осуществлялись лишь по Киеву и области. Новая же схема предусматривает 25 маршрутов (в каждый областной центр), хотя «в работе» сейчас только 18. Но на прошлой неделе открылось еще два — Киев — Ужгород и Киев — Донецк. О том, чтобы жители областных центров получали свежую прессу, а не с трехдневным опозданием, беспокоятся более ста водителей, которые обслуживают различные маршруты, многие из которых протяжностью более чем 600 километров. Каждый вечер после 19 часов, после получения водителями путевого листа и мобильного телефона (для случая необходимости экстренной связи с дирекцией) в различные регионы Украины разъезжаются грузовые машины, заполненные газетами, журналами и письмами. На маршрутах задействованы преимущественно КАМАЗы, но в последнее время «Укрпошта» приобрела также новенькие «Вольво» и МАЗы, по Киеву же развозят почту «Фольксвагены» и «Ситроены». Несмотря на то, что работа по перевозке почты достаточно сложная и опасная, ведь проводить ночи в дороге многим не под силу, на этом поприще работают целые династии, а перевозками по городу занимаются даже женщины. Кстати, подобный фанатизм для людей, связанных с доставкой почты, не редкость. Несмотря на то, что зарплаты почтальонов достаточно низкие (около 150 гривен), вакантных мест практически нет, а конкурсу на имеющиеся могли бы позавидовать многие работодатели. Правда, в Украине почтальонов не очень-то и «забрасывают» работой, ведь у нас по статистике на одного человека в год приходится в 6 раз меньше писем, чем в Германии. Сами же работники почты это связывают со снижением покупательской способности населения при нынешней экономической ситуации. Но вскоре «Укрпошта» порадует всех нововедением — новой системой контроля за прохождением письма. В письмо будет вкладываться специальный чип, который даст возможность в дальнейшем установить место задержки «загулявшего» письма. Так что технический прогресс не оставил без внимания и почту, где с каждым днем становится все заметнее. Новые автомобили помогут без опоздания доставить корреспонденцию к адресату, а электронная система позаботиться о том, чтобы ни одно письмо не пропало.