Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под флагом Бандеры

О судьбе отца Андрея и других его детей
11 февраля, 2021 - 18:09
СЕМЕЙНЫЙ ДОМ АНДРЕЯ БАНДЕРЫ В СТАРОМ УГРИНОВЕ / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Вспоминая Степана Бандеру, мы редко вспоминаем того, кто родил этого человека, кто воспитал украинского проводника и наполнил его величественным духом. А личность его отца о. Андрея Бандеры достойна вечной памяти и уважения.

Андрей Бандера был родом из Стрыя, из семьи мещан-земледельцев Михаила Бандеры и Розалии, из дома Билецких. В те времена мещанами-земледельцами называли граждан, проживавших в небольших городках и имевших определенные земельные наделы, на которых они выращивали свои урожаи, которыми обеспечивалась семья.

Михаил Бандера с женой Розалией (в некоторых источниках она названа Евфросиньей) жили в Стрые, на участке, называемой полями, имели там свое поле и занимались земледелием. Кроме того, Михаил Бандера служил дьяком в соседней Благовещенской церкви. В семье было четверо детей — два сына и две дочери. Андрей был самым старшим.

Он окончил Стрыйскую гимназию и богословский факультет Львовского университета. Священническое служение начал в с. Угринове Старом на Калущине в 1906 году. Семь лет о. Андрей помогал местному священнику Владимиру Глодзинскому, на дочери которого, Мирославе, был женат. После смерти тестя в 1913 году о. Андрей взял Угриновский приход и стал там священником.

Он принадлежал к тем украинским священников, которые не отделяли церковь от национальных дел. В Стаpoм Угринове была читальня «Просвіти», кружок «Родная школа», сельскохозяйственные учреждения, и в значительной степени они были созданы усилиями о. Андрея Бандеры.

О мировоззрении отца Андрея и его жизненной позиции говорят сами факты его жизни. Во время ноябрьских событий 1918 года о. Андрей Бандера присоединился к созданию Украинского государства, принадлежал к организаторам восстания в Калуше, формировал из селян украинские воинские подразделения.

Когда была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика, был избран депутатом западного парламента, то есть он стал членом Национального совета, а с началом украинского-польской войны — капелланом Украинской Галицкой армии, которая в июле 1919 года перешла за реку Збруч на Большую Украину. Именно тогда среди сечевых стрельцов массово распространилась эпидемия тифа — о. Андрей самоотверженно исповедовал больных, выполнял другие духовные потребности, причем тоже заразился и едва избежал смерти.

Вернувшись на Галичину летом 1920 года, он должен был скрываться от польской оккупационной власти и только осенью снова продолжил пастырское служение на своем приходе. До апреля 1933 года находился в Угринове Старом Кольского уезда. В 1933 году перешел на приход в с. Воле Задеревецкой на Стрыйщине. Через три года получил приход в с. Тростянце около г. Долины. При этом слежение, преследование со стороны польских властей не прекращались.

Следует отметить, что священник Андрей Бандера никогда не имел собственного дома, а проживал в приходских домах, которые были собственностью прихода.

АНДРЕЙ БАНДЕРА

САМ ВЫВОДИЛ В ЛЮДИ СВОИХ СЕМЕРЫХ ДЕТЕЙ

Нелегкой была и семейная жизнь о. Андрея Бандеры. Женился на Мирославе Глодзинской, дочери о. Владимира Глодзинского и Екатерины из дома Кушлик.

У них было восемь детей. Старшой Степана была Марта, моложе — Александр, Владимир, Василий, Оксана, Богдан и Мирослава, которая умерла в младенческом возрасте.

Отец Андрей не только был главой многодетной семьи, в те времена было типичным (таким положительным и достойным уважения!) явлением, но судьба поручила ему самому выводить в люди своих семерых детей, поскольку его жена умерла от туберкулеза горла весной 1922 года, в возрасте всего 32 лет. Когда умерла жена отца Андрея, старшей дочери Марте было 15 лет, а самому младшему Богдану — не было и трех. И о. Андрей с Божьей помощью и доброжелательной помощью родственников и друзей всех хорошо воспитал, всем дал образование, и все они стали достойными детьми своего народа, гордостью Украины.

С присоединением в 1939 году Западной Украины к Советской Украине гонения на о. Андрея Бандеру, угрозы новой власти стали еще сильнее, чем при Польше.

Находясь в то время за границей, Степан Бандера через доверенных людей дважды предлагал отцу тайно выехать вместе с дочерьми за границу и обещал помощь в этом опасном деле. Отец Андрей ответил посланцам: «Я священник и не могу покинуть своих прихожан».

23 мая 1941, за месяц до начала Великой Отечественной войны, на плебанию о. Бандеры приехали легковая и грузовая машины НКВД. Краснозвездные палачи схватили священника, а также дочерей Марту и Оксану. Сначала их отвезли в г. Долину, где сестер разлучили с отцом.

Некоторое время о. Андрея держали в Станиславовской тюрьме и допрашивали, обвиняя как за «сокрытие в его доме жениха служанки», так и за его отцовство «руководителя Краковский центра ОУН Степана Бандеры Андреевича». Из этого хорошо виден истинный мотив заключения священника.

Далее допросы продолжались в киевской тюрьме в течение июня и закончились в начале июля 1941 года. Уже шла война, немцы наступали, а «доблестные» органы допрашивали отца украинского националиста, который прославился как борец против польского порабощения. Отец Проводника отрицал приписываемое ему членство в ОУН, чего не было на самом деле, однако не скрывал своих симпатий к украинским националистам, поддержку их действий. Не отрицал, что знал об активном участии своих детей Степана, Марты и Богдана в ОУН.

Отец Андрей смело говорил на допросах, что, по его убеждению, каждый народ имеет право на собственное государство. Его дети в рядах ОУН стали на путь борьбы с оккупантами, чем отец Андрей гордился. При угрозе смерти он ни в чем не раскаялся и не просил помилования.

8 июля 1941 года суд Киевского военного округа под председательством Яковченко на закрытом заседании, без участия прокурора, адвоката и свидетелей, приговорил священника Андрея Бандеру к расстрелу. Хотя приговор трибунала, согласно закону, мог быть обжалован в течение пяти дней с момента вручения подсудимому копии решения, его расстреляли всего через день — 10 июля 1941 года.

СУДЬБА ДЕТЕЙ

А сын отца — Степан Бандера — в то же время, за пять дней до смерти отца, попал в руки гестаповцев за инициирование провозглашения 30 июня 1941 во Львове Акта восстановления независимости Украины и отказ отозвать этот акт. Итак, почти одновременно отца казнили московско-большевистские оккупанты, а против сына и его соратников по борьбе за свободу народа начали репрессии немецко-фашистские захватчики.

А как сложилась судьба детей?

Старейшая Марта-Мария (1907—1982) была членом ОУН, по поручению которой исполнила ряд опасных заданий. Перед арестом выполняла обязанности районного коменданта ОУН Долинского района. Она была арестована вместе с отцом и с непричастной к политике сестрой Оксаной (1917—2008). После изнурительных допросов их доставили на поселение в Сибирь. И потянулись для сестер Степана Бандеры долгие годы выселки — тяжелые работы, частые перевозки с места на место, суровые климатические условия, голод, холод ... Их крестный путь продолжался дольше.

Большую часть ссылки они находились в Красноярском крае. Там Марта и умерла. В 1990 году останки Марты Бандеры были перевезены в Украину и перезахоронены на Угриновском кладбище. А Оксана Бандера увидела родную Украину только через 48 лет после ареста в 1941 году. Поселилась в Стрые и отошла в Вечность 24 декабря 2008.

Арестовали большевики и Владимиру Бандеру, которая была женой священника Федора Давыдюка. Ее арестовали вместе с мужем в марте 1946 года, во время уничтожения Украинской Греко-Католической церкви. Отец Давидюк умер в мордовских лагерях, а Владимира много лет скиталась по ГУЛАГам, где совсем потеряла здоровье. Вернулась в Украине в 1956 году и вновь подверглась притеснениям от советской власти. Умерла в 2001 году.

Трагическими были и судьбы сыновей в. Андрея Бандеры.

Сын Александр Бандера (1911—1942) также принадлежал к ОУН, по направлению организации изучал в Риме журналистику и общественные науки. Там он защитил докторскую диссертацию, работал в зарубежной станицы ОУН. В начале 1942 года был арестован гестапо и жестоко замучен в концлагере Освенцим.

По примеру старших братьев пошел и Василий Бандера (1915—1942). В начале Великой Отечественной войны он прибыл во Львов и активно включился в украинскую общественно-политическую жизнь.  В 1942 году гестаповцы арестовали его и с другими украинскими политзаключенными доставили в концлагерь Освенцим, где он тоже погиб, замученный в нечеловеческим образом польскими прислужниками гитлеровцев.

Младший из Бандер — Богдан Бандера (1919—194?) тоже был активным членом ОУН и погиб в бою с немецкими захватчиками.

Представители семьи Бандер — это достойный ориентир, какими должны быть духовные ценности и какие нужно беречь черты характера, чтобы человек — носитель их — была Человеком с большой буквы. А именно в таких людях нуждается наша нация, наше Государство.

Лидия КУПЧИК, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ