Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Политическая свобода рождается из осознания элитой собственных интересов

21 апреля, 2001 - 00:00

В статье «О перспективах развития украинского государства» («День», №33) Александр Вознюк допустил некоторые противоречия. В частности, он утверждает, что в процессе приватизации и капитализации, движения к свободному рынку Украина имеет неравные взаимоотношения с открытыми западными обществами, что обещает ей судьбу их сырьевого придатка. Этот процесс, по мнению А.Вознюка, содействовал «разрушению украинской национальной экономики закрытого типа». Это тяжело понять, поскольку ни до, ни после 1991 года украинская экономика не была ни национальной, ни закрытой. Если экономика СССР была закрытой для Запада, то экономика УССР была более чем открытой для Востока. Был период в жизни нашего молодого государства, когда доверчивые директора предприятий никак не могли получить денег за поставленные в Россию товары.

Вместе с тем соседство таких различных экономик, как немецкая и польская или стран Балтии и России, не мешает более слабым экономикам развиваться. Процесс приватизации в этих странах, как и в Украине, еще не завершен. Автор упомянутой статьи видит спасение Украины в сильной власти центра, которая может быть реализована в русле планового регулирования жизни общества, которому, однако, мешает процесс тотальной приватизации. Следуя логике А.Вознюка, нужно понимать, что пока приватизация не закончится, Украине ничто не может гарантировать построения национальной экономики. Более того, «в таких условиях возможно еще большее погружение в бездну экономической разрухи и распад Украины на... запад и восток...». Следовательно, довольно рискованно ждать, нужно что-то делать! Я думаю, что г. Вознюк понимает: от приватизации никуда не деться, потому что, независимо от любой субъективной свободы, партии или Президента, этот процесс нельзя остановить.

Понятно, что наиболее верные суждения, программы действий, законы не будут работать и давать реальную отдачу, пока не будет политической свободы для их выполнения. При этом политическая свобода — это не манна небесная и не стихия, которую воспитывают героическими, патриотическими или волевыми усилиями. Политическая свобода, думаю, рождается из осознания элитой общества собственных интересов, в первую очередь экономических.

Согласится ли отечественный бизнесмен, деньги которого работают в Украине и который вследствие несовершенной судебной власти вынужден искать прикрытия во властных коридорах, на других, непредсказуемых политических хозяев в случае мрачной перспективы распада государства? Вряд ли. Однако одно дело — его нежелание менять выгодную ему ситуацию в Украине, а другое — необъективная оценка ситуации, неверные ставки во внутренней политике и, как следствие, поглощение конкурентами и бизнеса, и возможности что-то решать. В такой ситуации не только возможна, но уже и рождается политическая свобода. И не одна.

Думаю также дискуссионным является суждение А.Вознюка о том, что политическая тенденция развития общества, «которая ориентируется на обеспечение социальной справедливости, законности...», существует как противовес экономической тенденции, ориентирующей на повышение эффективности производства и его оптимизацию. Законность, по-моему, является общим знаменателем этих процессов, и именно ее отсутствие не позволяет говорить об экономическом развитии Украины. И здесь альтернативы перестройке действующей власти не существует, потому что слишком много факторов, которыми все тяжелее пренебрегать по принципу «как-то оно да будет».

Кроме конкурентов, бизнес- власти в центре следует как-то отдавать долги регионам. Во-первых, региональный бизнес стремится к прибылям, а покупательная способность населения минимальна и ухудшается вследствие прогрессирующей безработицы.

Во-вторых, отчисления в централизованный бюджет исподволь увеличиваются, чему также противодействуют регионы.

Если, по мнению г-на Вознюка, такая опасность, как коррупция, нейтрализуется сильным «средним» классом, то к среднему классу принадлежат преимущественно наемные работники, у которых пристойные заработки. Если мы и далее будем уменьшать реальные доходы 85% населения, то это угрожает национальной безопасности, и даже если не дойдет до социального взрыва, все закончится бесславным финишем.

Прослеживается закономерная цепь перспективы развития. Экономический рост — это рост спроса и предложения, т.е. производства ориентированного на внутреннего потребителя. Но, и это принципиально, производство, как сложная бизнес-цепь, требует четких и прозрачных правил, законов, и не просто законов, а действующих законов, сильной судебной власти. Такой путь для государства является крайне необходимым. В противном случае мы, граждане, будем наблюдать, как очередные бизнес-политические команды и в центре, и на местах будут осуществлять как кочевники набеги на властные структуры, разбирая должности в исполнительной власти и депутатские мандаты различных уровней. Хватит ли на всех?

Валерий МАЙБОРОДА, депутат Черкасского городского совета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ