Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пора уже остановиться

27 июня, 2012 - 11:46

Как горный инженер с 50-летним стажем работы в нефтегазовой отрасли, считаю ошибкой разделение НАК «Нафтогаз Украины» на отдельные составляющие. Стоит напомнить кое-что из истории (по данным З.Осинчука): 1924 год принято считать началом развития газовой промышленности Украины с момента введения в разработку Дашавского месторождения (в настоящее время это подземное хранилище газа — ПХГ). В свое время самый мощный в Европе газопровод Дашава — Киев (впоследствии продолженный к Москве) построен лишь в 1948 году. Открытие Шебелинского (1950-е годы) и впоследствии десятков новых месторождений газа на Востоке и Западе Украины и строительство, соответственно, сети магистральных газопроводов с конца 1960 годов позволило объединить газовые регионы Востока и Запада. Вместе с «привязанными» к этой сети газовыми месторождениями была создана единая газотранспортная система (ГТС). С 1977 года к ней присоединили газопроводы и месторождения Крыма.

В настоящее время эта ГТС (комплекс с почти ста газовыми месторождениями и 13-ю ПХГ) является одной из самых мощных в Европе и уникальной, с точки зрения обеспечения газом всех регионов Украины. Рост транзитной части этой системы начался с 1970 годов, после реализации известного проекта газовой «трубы» для увеличения поставок сибирского (а впоследствии — среднеазиатского) газа в Европу. Но новые магистрали органично были «вписаны» в имеющиеся ГТС. В настоящее время это единый «живой организм» со своей системой артерий и вен, из которого изъятие отдельных магистралей приведет к стагнации всего «организма». Ведь нельзя забывать, что при недавних форс-мажорных обстоятельствах (которые и в дальнейшем не исключены со стороны единственного пока еще поставщика газа) эта монолитная ГТС усилиями специалистов спасла все регионы Украины, особенно на востоке. А процесс разрушения газовой промышленности начался еще с момента незаконной ликвидации компактной и эффективной компании АО «Укргазпром». Здесь известные советники президентов постарались, а теперь почему-то молчат.

Нас убеждают, что отделить транспортирование газа от добычи требует Европа. Но Европе, извините, наплевать на наши национальные интересы ради беспрепятственного транзита газа с востока. Вполне очевидно, что наши специалисты в рамках технико-экономического обоснования (ТЕО) всегда смогут показать абсурдность разделения ГТС. Простой пример: все основные газоубежища полностью «привязаны» к газопроводам. Это значит, что будущему владельцу локальной (в Европу) ГТС будет безразлично, замерзнут ли зимой Киев, Харьков, Львов, Донецк и другие города и села Украины, лишь бы в Европу газ шел без проблем (потому что это валюта). Почему-то судьба белорусской ГТС ничему не учит.

Известно, что российский «Газпром» не разделяют на составляющие, в других нефтегазодобывающих странах (среднеазиатских, Китае, североафриканских и других) не разделяют даже на газовую и нефтяную составляющие и не разрушают единые нефтегазовые национальные компании. Только не надо ссылаться на Америку или Европу. Там давно утвердилась законность во всех отраслях.

Надеюсь на поддержку профессиональных инженерных специалистов, которые в то время проектировали, создавали и совершенствовали нашу уникальную, гибкую и доныне надежную комплексную украинскую ГТС.

Иван МРИНСКИЙ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ