Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Портрет украинского общества на рубеже тысячелетий

14 апреля, 2001 - 00:00

Наступило, наконец, долгожданное третье тысячелетие. Нам посчастливилось жить в двух эпохах и хочется на минутку остановиться, осмотреться и понять — что же мы сейчас из себя представляем. Что представляет собой украинское общество после почти десяти лет государственной самостоятельности. Каков портрет стиля жизни наших соотечественников.

Этот стиль невозможно описать одной краской, также как нельзя одним цветом написать картину или выразить все многообразие мира. Тем более,что общество расслоено сейчас в такой степени, что между некоторыми социальными классами — целая пропасть. Да и разброс интересов, возможностей и запросов сильно расчленяют народ как целостный организм. Условно его можно разбить на семь групп и, рассмотрев каждую из них в отдельности, затем попытаться обнаружить какие- нибудь общие тенденции.

И начать, пожалуй, следует с политиков — это первая группа. Им приходится быть как бы мерилом нации — ведь она их выбирает.

Политиков отличает весьма насыщенная жизнь и скорость ее проживания. Хочется успеть много и все сразу. А так как подобная сфера деятельности чревата неожиданностями: подлостью конкурентов, не избиранием на другой срок, необъяснимыми причинами, то приходится пить выпавшую удачу большими глотками. И от этого бывает несварение желудка и расшатанные нервы.

Так что эта профессия опасная, сродни минеру и скалолазу, и повышенный адреналин кипит в крови у этой группы общества. И чтобы как-то расслабиться и восстановить свой психологический баланс, политики вынуждены развлекаться. А тут, как говорится, все средства хороши: и рестораны, и казино, и престижные концерты, яхты, бассейны, зарубежные турне — потому-то их стиль жизни можно с полным правом назвать элитарным.

В эту группу входят также высшие чиновники госаппарата и высшие военные чины. Они, само собой разумеется, менее заметны, чем политики и не зависимы от избирателей, но у них другая зависимость — от начальства. А правила игры схожие.

Ко второй категории относятся так называемые «новые украинцы» — те, кто смог быстро сколотить капитал, — крупные бизнесмены, банкиры, владельцы земель и предприятий. И если у первых мерилом является власть, то у вторых — деньги. За исключением высших чиновников — у которых есть и то и другое. Да и во многом жизненные принципы обеих групп одинаковы, также, как и возможности. Хотя, следует признать, у олигархов этих возможностей побольше. Правда и то, что бывает срастание власти с капиталом. Когда политики имеют свои фирмы, газеты, предприятия.

Стиль жизни они во многом заимствуют у своих западных коллег, только подстраивая его под местные условия. При этом почти полностью исключая особенности своего национального колорита, как это ни прискорбно.

Третью категорию можно охарактеризовать как «культурная элита». Сливки нашего общества. Это те, кто сумел правдой или неправдой вознестись на «богемный олимп». В основном, конечно, «развлекатели» и «одеватели» состоятельной публики — эстрадные звезды, шоумены, модельеры. К ним примыкают, в какой-то степени, ведущие журналисты, редакторы крупных газет и журналов, некоторые музыканты, актеры, художники и писатели, сумевшие оказаться в современном авангарде искусств.

Сюда еще можно причислить наиболее успешных врачей, адвокатов и разных специалистов «высшего пилотажа». В общем, всех тех, кто обслуживает денежных потребителей. И хотя они зависимы от капитала, все же чувствуют себя несколько вольготней, чем две первые группы. Потому что плывут за этими китами и не так подвержены опасным волнам, способным потопить. Таким образом, эти три группы довольно часто пересекаются между собой и так или иначе влияют друг на друга.

К четвертой группе принадлежит интеллигенция. Весьма широкий и разношерстный класс. Это — инженеры, учителя, научные и медицинские работники, большая часть деятелей искусств, торговцы на рынках с высшим образованием (правда, на них уже лежит опечаток торгашества), ну и весь остальной люд, связанный с умственной деятельностью. Причем здесь понятие «интеллигенция» совершенно условно и никак не связано с образом жизни и поведением в высшем, классическом его понимании. И у них финансовые доходы могут колебаться от среднего уровня до минимального прожиточного минимума. А отсюда и абсолютно различные стили жизни. Те, кто ставит во главу своего мировоззрения деньги, невольно ориентируются на вышеперечисленные группы, лелея надежду когда-нибудь в них войти и, естественно, пользоваться подобными благами. Те же, кто предпочитает культуру и духовность — порой едва сводят концы с концами, но с независимым видом несут на себе крест бедности, что-нибудь втихую творя для будущего. Однако те из них, кто оказался более удачливым — практикуют свой особый, индивидуальный подход к обыденности: посещают театры, выставки, клубы по интересам и увлекаются каким- нибудь хобби, чтобы хоть как-то расцветить свое местопребывание на этой грешной земле.

Пятая группа самая многочисленная — это работяги. Все те, кто производит материальные блага, обеспечивает нас продуктами питания и почти ничего за них не получает, потому что получают те, кто эти ценности распределяет. В этом отношении наше культурное, «справедливое» общество недалеко ушло от прошлых веков. Можно только пожалеть этих бедолаг, у которых весь смысл жизни сводится к борьбе за существование, тем более в наш трудный переходный период, на остальное у них не остается ни сил, ни времени. И даже если еще теплится желание подняться ступенью выше, обстоятельства далеко не всегда позволяют. Собственно, все их дни заполнены работой и бытовыми проблемами, а развлечения сводятся к простецкому застолью, к телевизору, к редким вылазкам на спортивные ристалища, к газетам, в которых, опять же, непосредственно о культуре очень мало, а о политике — много. Однако подобное обстоятельство почему-то не делает работяг политически зрелыми.

Мода также практически не касается своим крылом этих людей, хотя они являются основой украинского общества. Что купил подешевле — то и надел, а многие донашивают купленное еще в советское время. Какая уж тут мода?! Какой уж тут стиль жизни?! Совершенно никому не интересно читать об этом.

Правда, есть еще более беззащитные люди, о которых читать тем более неинтересно, и мы едва прикоснемся к этой язве общества. Они составляют шестую группу, тоже, кстати, немаленькую — нищие, бомжи, безработные. Их социальный портрет совсем непригляден — грязь, убогость, безысходность, обноски. Конечно, не считая тех, кто стал безработным недавно и кто еще цепляется за остатки прежнего ненадежного благополучия.

Однако самая интересная — седьмая категория, состоящая из двух абсолютно противоположных групп. С одной стороны — это криминалитет, с другой — люди с религиозными укладом жизни. И они сведены вместе потому, что их представители могут быть из любых первых шести групп.

Каковы будни криминальной публики в общих чертах — достаточно посмотреть многочисленные фильмы на эту тему. И самое печальное то, что это явление пронизывает все слои населения, разлагая и развращая нацию. Но желание вкусить плоды «легкой», разгульной жизни настолько велико, что часто многие не удерживаются от искушения воровства в разных формах, разврата, бандитизма и даже убийства. А там — сел, вышел, украл (отобрал, убил), опять сел. Романтика — как говорил «Доцент» в фильме «Джентльмены удачи».

К представителям же религиозной группы относятся не обязательно священники той или иной конфессии. А те, кто в своей жизни опирается на нравственные божественные законы. Это даже могут быть люди и не ходящие часто в церковь, синагогу или мечеть, но в душе принимающие Бога. Ведь можно отдавать дань традиции, посещать храмы, ставить свечки и тут же грабить своих ближних. Речь поэтому не о таких «верующих». Как правило, по-настоящему верующие люди любых религий отличаются порядочностью, добротой. и скромностью — а подобные качества формируют и соответствующий образ, жизненный уклад. Жаль только, что такие люди не составляют основу нашего общества, а преобладают атеисты, которые почему-то не ощущают себя более счастливыми от увеличения доступности материальных благ.

Можно, конечно, порадоваться тому, что мы благоустраиваем свою жизнь — оборудуем по современной технологии свои гнездышки, быстро передвигаемся, трезвоним на другой край земли, вкусно и сытно едим. Правда, платим за это скверной экологией, уменьшением любви к друг другу и в конце концов — смертью. Весьма невысокая плата. Не так ли?

Однако утешает то, что рано или поздно здравый смысл восторжествует, и Украина поднимется из той ямы, в которую она скатывалась по ряду причин. И предпосылки к этому есть. Прежде всего — талантливые и работящие люди, и осознание, что они достойны лучшего. Конечно, нужны еще и воля, и кропотливый труд каждого над самим собой, чтобы иметь внутреннее право на лучшую долю. Лишь в этом случае Украина сможет подняться до уровня высокоразвитого государства.

Игорь ШУРЫГИН, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ