«...Мы будем иметь достойное Украины будущее лишь в том случае, если серьезно займемся «проектированием» нашего национального духовного и интеллектуального пространства...»
Л. Ившина
Почему за четверть века так мало сделано в этом вопросе? Готовы ли рядовые украинцы войти в приоткрытые двери завтрашнего дня? Ктодолжен «проектировать» это пространство?
Эти и другие мысли не выходят у меня из головы после посещений Форума издателей, который недавно состоялся во Львове. Залы Дворца искусств, двора резиденции бывшего наместника Галичины графа Потоцкого, прилегающую улицу Мицкевича, даже проспект Свободы, с недоложенной в связи с реставрацией брусчаткой, заполонили книжные стенды и десятки тысяч ценителей Слова.
Кроме невероятного книжного богатства, праздничное настроение посетителям создавали выступления львовских и заезжих вокальных групп, встречи с известными людьми, хорошая погода... и запах знаменитого львовского кофе.
Мои двухдневные странствия среди творческого буйства останавливали то рассказы о своих планах седобородого метра украинского исторического романа Романа Иваничука, то тайны Холодного Яра Василия Шкляра, то шутки и остроты Антина Мухарского, то интересные легенды старого Львова известного краеведа Илько Лемко.
Заразился неукротимым оптимизмом братьев Капрановых, посещающих не в первый раз львовский Форум на своем антикварном лимузине, который, очевидно, унаследовали от заядлого автомобилиста Козлевича.
Проникся как позитивными, так и негативными проблемами по поводу настоящего и будущего книжного, издательского дела в Украине. Президент форума Александра Коваль жаловалась, что количество посетителей форума по сравнению с прошлыми годами немного уменьшилось, что средств на оплату аренды помещений и коммунальных услуг не хватает, что Львову очень нужен выставочный экспоцентр, такой, как в Лейпциге или Познани, где круглый год можно бы было проводить разные творческие мероприятия.
Юрий Винничук рассказал о «тяжелом писательском хлебе», о том, как сложно, не имея еще «имени», издать свою «наработку», повесть или роман. Правда, сам он на судьбу не жаловался, его роман «Аптекар» возглавил рейтинг продажи на форуме.
Доволен форумом и владелец издательства «Фоліо» Александр Красовицкий, в этом году его бизнес процветает. Событием стало издание романа Евгения Положия «Іловайськ», «Неоголошена війна» Олега Криштопы, книг Андрея Кокотюхи и Богдана Коломийца. Однако пан Красовицкий беспокоится по поводу ухода с украинского рынка российской книги. Россияне издают в год около 120 тысяч наименований, тогда как Украина — едва 20 тысяч. Чем заполнят украинские издатели образовавшуюся нишу? Особенно на востоке Украины, где тяжело функционировать, продавая лишь украинскую литературу.
Какие выводы можно сделать из увиденного и услышанного на Форуме издателей?
Книга является определенным социальным маркером, который означает принадлежность человека к образованному классу общества. Однако любить книгу — человека нужно научить. Почему определенная часть нашего общества игнорирует культурные мероприятия? Да потому, что она просто не готова к такому формату, который требует надлежащей подготовки и знаний.
Словом, в духовной сфере в Украине есть над чем работать и работать.
А приобретенная мною на форуме книга «Повернення в Царгород» сразу привлекла внимание моего внука-восьмиклассника. Сначала, красивым дизайном, высоким читабельным шрифтом... и красной закладкой. Когда же, полистав фолиант, он наткнулся на рисунок вооруженного с ног до головы казака, то заинтересовался всерьез. За неделю, с карандашом в руке, он прочитал ІІ главу — «Козацька шабля і османський півмісяць».
В школе, где учится мой внук, есть спортивная секция боевого гопака, который является своеобразным симбиозом хореографии, физических упражнений, азов боевых искусств, с определенной идеологической почвой. Кружковцы обязаны знать казацкие и стрелецкие песни, стихотворения Т. Шевченко на эту тематику, носить вышиванки и стилизованные под «оселедец» прически.
Поэтому книга «Повернення в Царгород» попала на подготовленную почву, и у меня с внуком произошел совсем не детский разговор о вредности бытующих в обществе стереотипов, о неоднозначности многих исторических событий. Мы долго дискутировали о Запорожской Сечи как казацкой республике, с ее демократическими принципами, о понятии «рыцарская честь» и «верность обществу» и другие основополагающие казацкие добродетели.
Говорили об основателе Сечи литвине Дмитрии Корибут-Вишневецком из Княжеского рода Гедиминовичей, известном в народе, как Байда, о поляке Станиславе Мрозовском, знаменитом полковнике войск Б. Хмельницкого, казаке, который после героической смерти под Збаражем был увековечен в народной песне: «Ой, Морозе, Морозенку, ти славний козаче,/За тобою, Морозенко, вся Вкраїна плаче...».
Вспомнили казацкого полковника Халимона Джеджалия — этнического татарина и полковников Минаша и Иляша Караимовича, которые были родом из крымчаков-караимов. Бороться Украине приходилось с разными захватчиками, как самостоятельно, так и в ситуативном союзе с теми же «ляхами» или «татарвой», когда под Хотином разгромили 250-тысячную турецкую армию, а под Конотопом 150-тысячное московское нашествие.
Множество интересных фактов, из очень нужной сейчас книги, стали для моего внука настоящим открытием, и что главное, заинтересованностью к дальнейшим познавательным поискам, так как пообещал прочитать І главу «Візантія і Київська Русь», а в дальнейшем и ІІІ главу книги «Перехрестя культурних шляхів», что, безусловно, очень похвально, ведь только войдя в приоткрытые двери Святой Софии человек попадает в обитель Премудрости.