Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Православные и греко-католики отмечают Маковея – Медовый Спас

Четыре в одном... О величественных событиях августа
14 августа, 2015 - 13:21
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Именно в августе православные и греко-католики отмечают четыре величественных события. А именно — 14 августа отдают почести свмч. братьям Маккавеям (первый Спас, медовый, «маковейский цветок»), 19 августа празднуют Преображение Господнее (второй Спас, яблочный), 29 августа — перенесение Нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь (третий Спас или Спас на воде) и, наконец, 28 августа чествуют Успение Пресвятой Богородицы (Первая Пречистая). Правда, к одним из самых больших праздников среди двунадесятых относятся только два из названных четырех — Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы.

В августе переплетаются древнейшие события Ветхого и Нового Завета. С одной стороны, речь идет о временах дохристианских. Они связаны с историей еврейского народа, его монотеистической (однобожной) религией, обычаями и обрядами. С другой — речь идет о событиях, которые непосредственно имеют отношение к жизни Сына Божьего и Сына Человеческого — Иисуса Христа и Его матери — Пресвятой Богородицы. Но все они — отражение извечной веры человека в Бога, борьбы народа за свободу и родной край.

ФОТО АННЫ ХАБАРОВОЙ, "ДЕНЬ"

Господь Бог полюбил и благословил еврейский народ за его большую набожность. К сожалению, далеко не всегда они (как и все другие народы) свято почитали истинного Бога, бывали случаи их отхода от Него, возвращения к поклонению разным божкам, идолам... Отсюда — наказание Господне  — чужеземный (сирийский) захват Палестины, разрушение городов, многочисленные жертвы людей, неволя в плену. В 165-м году до Рождества Христова Иерусалим по приказу сирийского царя Антиоха IV Епифана (175—164 гг. до н. э.) захватил генерал Аполлоний (22 тыс. воинов). В субботний день (традиционный праздник у иудеев) его воины жестоко расправились с мирными людьми. Большинство из них погибли без наименьшего сопротивления. Однако нашлись и храбрые ревнители веры и защитники родной земли. Среди них — ветхозаветный священник, праведный Елеазар, его жена Саломея и их семеро сыновей, так называемых Маккавейских мучеников. Праведный старец первым отдал свою жизнь на пытках, став примером мужества и добродетелей для евреев. Героической кончиной после пыток, моральных издевательств, отклонения обещаний различных благ закончили земную жизнь семеро сыновей — от старшего до самого младшего, а затем и их мать — Саломея, соблюдая закон Всевышнего. Имя «Маккавей» они получили от Иуды Маккавея, главного еврейского героя в тогдашней борьбе за родной край и Закон Божий. Именно благодаря восстанию под его предводительством Второй Иерусалимский храм был очищен от скверны. Бог снова даровал людям Иерусалима свободу.

На украинских просторах в день памяти свмч. братьев Маккавеев происходила традиционная служба Божья. Она начиналась и заканчивалась очень рано, ведь дети шли в церковь натощак. Следовательно, став вокруг храма веночком, мальчики и девочки раскладывали на платках перед собой огородные овощи. Были здесь головки мака, стебли конопли, льна, луковица, чеснок, морковь, петрушка, зерна бобов, стручки фасоли. В руках каждый ребенок держал «маковейские цветки» — огородные, частично полевые и лесные — любисток, чабрец, душица, бархатцы и многие другие. Детей в храме и около него, как тогда говорили, было полно «как мака». Так, в этот день в христианстве начинается пост. Поэтому родители угощали детвору постным праздничным обедом, коржами с маком, медом, пирожками... Всеобщая радость, одухотворение природы и человека в лице детей, их чествование даров Бога сливались в большое праздничное действо. Это — первый Спас.

Со времен христианства имеем ряд праздников, в центре которых чествование событий из земной жизни Иисуса Христа. Главное место среди них принадлежит Преображению Господнему. Иисус Христос в этот день (19 августа), взошедши со своими учениками (апостолами) — Петром, Яковом и Иоанном на гору Фавор (Тагор), преображается, превращается, изменяется. Церковь Христова тоже призывает каждого верного выйти духом на эту вершину и стать свидетелем чудодейственного, свойственного лишь Божеству Христову, событию.

В Украине на вторую половину августа — время окончания лета и начало золотой осени — приходится сбор урожая яблок, груш, слив, других фруктов и овощей. А перед едой всегда христиане благодарят Всевышнего за урожай, перед массовым употреблением овощей и фруктов их освящают в церкви. Поэтому и раскладывают хозяйки около храма для освящения на середину платка кныш, пампушки и пирожки с яблоками, сливами или просто дары сада, леса, огорода. Все, что природой от Бога и рук человеческих ежегодно для жизни даруется каждому. Христиане выражают благодарность своему Спасителю за плоды родной земли. Это — второй Спас.

В этом году украинские греко-католики имели возможность поклониться образу Нерукотворного Иисуса Христа на полотне. Христианство имеет несколько древнейших переводов об этом чуде. Самая главная фабула одна — Иисус Христос в который раз засвидетельствовал чудодейственную сущность. Есть Его образ на полотне (полотенце), которым Он вытер свое лицо после омовения из реки. В церквях Божьих до сих пор хранятся и чествуются верующими хоругви (стяги, флаги), иконы, на которых воссоздан лик (голова) Иисуса Христа. В народе это событие получило название — третий Спас.

Согласно христианскому учению, Мать Божья — Мария (Пресвятая Богородица) после Вознесения Иисуса Христа (на 40-й день после Пасхи) прожила на земле еще некоторое время (10 или 22 года по разным данным). Апостол Иоанн, как и завещал Христос за несколько минут до земной кончины, принял ее к себе, заботился о ней как родной сын. Но пришло время прощания: «Приди, ближняя моя, голубица моя, приди драгоценное мое сокровище и войди в обет вечной жизни». Мария отдала свою душу в руки Господа, покинула земной мир, «словно заснула сладким сном». Успение — это блаженный, спокойный и радостный переход к новому, духовному бытию: «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Иоанна 11:26). Литургическое чествование Успения Пресвятой Богородицы основано постановлением Эфесского церковного собора (431г.). В народе праздник получил название — Первая Пречистая. Кстати, на протяжении осенне-зимнего периода имеем, как и три Спаса, так и три Пречистые. Говорят: Первая Пречистая (28 августа) рожь засевает, вторая (21 сентября) — дождем поливает, а третья (4 декабря) — снегом покрывает. С Первой Пречистой начинают ходить старосты, наступают «сговоры», «договариваются», а впоследствии — обручение, сватовство. Отсюда поговорки: «Старосты на Пречистую — в доме речисто!» или «Как придет Пречистая — станет девушка речиста!». И в этом тоже видят благословение Божьей Матери — Пресвятой Богородицы.

Оксана БОРУЦКАЯ, магистр истории, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ