Украина на перепутье. Желание части нашего общества участвовать в процессах интеграции с Евросоюзом наталкивается на проблемы, связанные с системным кризисом, граничащим между хрупкой стабильностью и сползанием к еще более глубокому обвалу, затрагивающим различные области человеческой жизни. Возможна утрата имеющихся в государственном арсенале возможностей, способных обеспечить стабильный экономический рост и динамическое развитие державы. Какой путь изберет Украина для решения неотложных задач структурной перестройки и модернизации экономики? Альтернативы у нас нет. Есть путь к непрогнозируемому хаосу, к еще большей зависимости от более сильных партнеров, желающих видеть Украину, в лучшем случае, в роли сырьевого придатка. Страна, создавшая основы демократических институтов, может и должна двигаться к правовому, человеческому обществу. Обладающая огромным духовным и экономическим потенциалом, увы, уже 48-миллионная Украина, должна найти в себе внутренние ресурсы.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
Украина занимает очень удобное положение, находится в центре Европы на перекрестке транзитных путей, связывающих западную и восточную культуры. У нас есть шанс использовать это преимущество в модернизации инфраструктуры транспортных коммуникаций, позволяющей стабильно получать колоссальные поступления в доходную часть госбюджета.
Только капиталоемкие отрасли промышленности могут обеспечить реальный экономический рост. Необходимо придать этой тенденции устойчивый, необратимый характер. Решение столь ответственной, стратегической задачи требует принятия смелых, неординарных решений. Но кому принадлежат национальные богатства и основные фонды в Украине? И насколько рационально они используются? Украина обладает позитивным опытом государственного строительства, но вместе с тем в течение 90-х годов нам приходилось учитывать, какое наследство досталось нам от СССР. В экономической политике 1991— 1998 гг. макроэкономические подходы применялись в отрыве от реальных условий производства и чаяний населения. Ожидания, что свободные цены смогут стимулировать производство и устойчиво регулировать рынок, привели к абсолютно противоположному результату. Политика жесткого ограничения бюджетных расходов и эмиссии предполагали преодоление инфляции, но на деле привели к параличу расчетов между предприятиями, гипертрофированному росту спекулятивного оборота, возникновению пирамиды государственного внутреннего долга, резкому увеличению бюджетных задолженностей.
К 1997 году дефицит государственного бюджета составил 6,7%. Ситуация с уровнем оплаты труда складывалась просто-таки парадоксальная: ее фиксированный уровень в производстве привел лишь к реальному снижению доходов. Все попытки проведения административной реформы, направленной на сокращение штатов без существенного повышения оплаты труда, лишь обострили эту проблему.
Влияние государства на экономические процессы в Украине значительно снизилось. Хотя именно государство и его институты являются стабилизирующим фактором и гарантом проведения любого вида реформирования. Например, Германия распоряжается 49% ВВП, Франция — 50%, Италия — 54%. Украина — всего лишь 37—38% ВВП. Кто же является обладателем 62% ВВП Украины? Это негосударственный капитал, «львиная доля» которого работает в «тени». Поэтому привлечение в государственную экономику «теневых» и вывозимых за рубеж капиталов должно стать первоочередной задачей государства. Не является секретом и то, что эти финансовые ресурсы превышают все возможные займы, вместе взятые.
Решение этой задачи требует большого такта и осторожности, но только при условии доверия к правительству, установления стабильных льгот и гарантий, отмены всех норм по декларированию имущества и капиталов. К сожалению, в теневом секторе сегодня задействованы лучшие, наиболее квалифицированные и профессиональные кадры.
Детенизация — тот барьер, который украинскому обществу необходимо преодолеть как можно быстрее. Конечная цель любых экономических реформ — рост реальных доходов населения, повышение уровня его занятости и социальной защищенности. Достижение этой задачи возможно только на основе развития рыночных отношений при значительной регулирующей роли государства и обязательном наличии мощного государственного сектора, обеспечивающего стабильный объем бюджетных доходов.
Что же мы хотим построить? Правовое общество, в котором все усилия граждан направлены на создание духовных и материальных благ, с значительной регулирующей ролью государства, либо любую другую модель, отвечающую интересам лишь небольшой его части: назовем это капитализмом, большевизмом или любым другим «измом».
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Правовое государство — прелюдия к правовому социальному обществу, которое исповедует принцип добровольно избираемой степени ответственности граждан, отражающей ответственность каждого человека. Вернемся к тому ряду проблем, которые приходится решать сегодня Украине. Необходима четкая, выверенная программа целевой государственной политики, направленная на реальную поддержку отечественного товаропроизводителя и реанимацию отраслей, выпускающих продукцию конечного потребительского назначения. Между тем переход к рыночным условиям хозяйствования предусматривает отказ от всеобъемлющего государственного патернализма; в результате — интересы производителей наиболее полно представлены их объединениями, действующими на общественных началах.
Для защиты интересов отечественных производителей и создания экономических условий, способствующих выходу из кризиса и наращиванию производства, необходимо создание соответствующей нормативной базы:
1. Расширение протекционизма во внешней торговле, в частности усиление тарифной и нетарифной защиты внутреннего рынка. Совершенствование механизмов сертификации и проверки качества импортной продукции, законодательное обеспечение и практическая отработка антидемпинговых расследований.
2. Реализация комплекса мер по повышению внутреннего эффективного спроса: поэтапное погашение бюджетных задолженностей по социальным выплатам, восстановление системы продажи товаров отечественного производства в кредит.
3. Совершенствование кредитно-денежной политики в направлении снижения цены кредитов до такого уровня, который сделает их доступными для товаропроизводителей.
4. Реформирование налоговой системы с целью снижения количества налогов и их размера при расширении налоговой базы.
5. Совершенствование инвестиционного законодательства, восстановление налоговых льгот, предоставляемым тем совместным предприятиям, которые выпускают товары народного потребления на территории Украины.
6. Реформа ценообразования в направлении снижения цен на электроэнергию, газ, тарифов грузового железнодорожного транспорта, что приведет к повышению рентабельности производства товаров народного потребления; введение единого налога на сельхозпроизводителей (плата за землю).
7. Совершенствование нормативной базы по созданию промышленно-финансовых групп.
8. Разработка предложений по восстановлению народнохозяйственного, отраслевого и территориального планирования для придания процессу реформирования экономики научно обоснованного, системного и комплексного характера.
9. Инвентаризация основных фондов предприятий, выпускающих конечную продукцию потребительского назначения и привлечение крупных целевых иностранных инвестиций в проекты их восстановления.
10. Содействие созданию крупных торгово-закупочных компаний как недостающего звена между мелкими сельскохозяйственными производителями, пищевой промышленностью и розничной торговлей.
11. Обобщение опыта организации управления на предприятиях, повышающих конкурентоспособность продукции и наращивающих объемы ее производства, распространение эффективных схем организации производства на все предприятия отрасли; организация инжинирингового и консалтингового обслуживания предприятий для выявления существующих проблем.
12. Организация маркетинговых исследований; внедрение компьютерных схем учета спроса и предложения на отраслевом уровне.
13. Активизация рекламной деятельности для эффективного доведения продукции отечественного производства до конечного потребителя, «продвижение» торговых марок, координация рекламных мероприятий на отраслевом уровне.
14. Оптимизация переработки сырья и дальнейшее развитие сырьевой базы, повышение эффективности в отраслях-поставщиках продукции на предприятия, производящие товары народного потребления, в первую очередь АПК, химической промышленности, лесном хозяйстве, машиностроении. Эта работа должна быть направлена на существенное снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности.
15. Развитие отраслевой науки, ее ориентация на активное внедрение достижений научно-технического прогресса и улучшение организации производства и сбыта.
Реализация перечисленных мероприятий призвана способствовать объединению усилий государства и товаропроизводителей по преодолению стагнации экономики, росту производства для достижения главной цели — реформирования Украины.