Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праздник детей или политиков?

3 июня, 2005 - 20:12
«КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА» / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Среди огромного разнообразия праздников, которые отмечаются в нашем государстве, есть один особенный — День защиты детей. Мы давно уже привыкли, что к этой дате — 1 июня — значительно активизируются попытки определенных общественных прослоек защитить детей и проявить свою позицию в деле воспитания подрастающего поколения. Следует отметить, что эту позицию обязательно пытаются зафиксировать на телекамеру: или для истории, или для роста политического рейтинга. Неудивительно, что нашествию меценатов и спонсоров подлежат, в первую очередь, дома малюток, детские дома, больничные палаты, в которых находятся тяжелобольные дети. Такие акции одноразового милосердия вряд ли оставляют в сердцах и душах детей ощущение искренней любви, безграничной заботы, светлой радости. Потому что, как правило, гости общаются с детьми официально-парадно, не всегда даже интересуясь истинными проблемами детей.

Так чей же это, трепетно называющийся праздник — День защиты детей? От кого и как нужно защищать детей и сколько раз в год это нужно делать? Это не единственный вопрос, возникающий у рядового гражданина. Специалисты — педагоги, воспитатели, родители также размышляют: так чей же это праздник — действительно детей или политиков?

Я убеждена, что праздник детей нужен обязательно. Однако его название и сущность требуют кардинального обновления. А защищать детей и детство необходимо постоянно, еще задолго до рождения ребенка.

Достижения современной медицины такие весомые, что «производство» детей можно поставить на поток: никого не удивляет появление ребенка из пробирки, суррогатная мама, искусственное оплодотворение, искусственное вскармливание. Мы не задумываемся над морально-этическим смыслом этих околонаучных медицинских терминов, легко ими манипулируем. Согласитесь, несколько цинично выглядит такой вид заработка, как вынашивание и рождение ребенка за деньги.

С давних времен у украинцев сформировано уважительное отношение к ребенку. Считалось, что дети — самое ценное сокровище семьи. Вспомните, что семья без детей считалась неполноценной, а бездетность — большим горем: дом с детьми — базар, а без них — кладбище. Существовали даже общепринятые ориентиры количества детей в семье. Говорили, что один ребенок не дает в полной мере почувствовать счастье отцовства, ведь один ребенок — как одно зерно: не посеешь, не пожнешь, не смелешь.

Сейчас другие условия жизни. Но как когда-то, так и сейчас к рождению ребенка нужно готовиться, даже когда все происходит естественным путем, без помощи медицины. Ребенок и сегодня остается для семьи самым ценным сокровищем, однако та духовность, которая наполняет бытие, превратилась в материальные затраты.

Сколько денег для рождения (в родильном доме или дома с акушером), сколько денег для «приданого» малышу — эти вопросы волнуют молодых родителей, и нельзя за это их осуждать. Государство разработало механизм финансового дотирования семье затрат, связанных с вопросами воспитания детей, — выплачивается больше восьми тысяч гривен материальной помощи. Это действительно ощутимая помощь в воспитании ребенка. Но хотелось бы спросить родителей — понимают ли они свою ответственность перед ребенком за то, что родили его? Насколько взвешенным и сознательным был о это решение? Ведь психологи доказали, что дети, к рождению которых родители готовились, — вели здоровый образ жизни, были эмоционально уравновешены, положительно воспринимали окружающий мир — здоровее физически и психически, активнее, коммуникабельнее, общительнее, с яркими лидерскими качествами. Много значит пренатальный период развития ребенка. С какими мыслями беременная женщина ждет своего малыша? Кто может подслушать мысли матери-одиночки, все ее тревоги и сомнения? Только нерожденный ребенок.

Иными словами, девять месяцев пренатального развития и первые три года жизни ребенка имеют неоценимое значение для его развития и будущего. Именно первые три года — это время, когда ребенок больше всего нуждается в участии родителей в своей жизни. После трех лет ребенок стремится к общению с одногодками, другими детьми. Потом школа — авторитет учительницы. Далее друзья, карьера. Родители отдаляются, настолько, что о них напоминает реклама: «Не забудьте позвонить родителям».

Замечу, что речь идет о полной семье, в которой сохранены теплые отношения, а основой является любовь. Не будем ставить риторических вопросов о тех, кому не судилось почувствовать себя в уютном семейном кругу. Для кого самые родные люди — няня детского дома.

Вот тут нужно постоянно защищать наших детей. Нужно кричать каждый день на каждом перекрестке:

— Девушка, брось сигарету — это навредит твоему будущему ребенку; помни, что твое назначение — беречь генетический код нации.

— Парень, будь разборчивым в интимных отношениях.

Защитите детей от рождения только потому, что «так вышло».

Тогда не будут бродить по улицам беспризорные дети, тогда не будет надобности лишать родительских прав, тогда дети будут расти в счастливых семьях, а не в тюремных детских садиках.

Защитите детей от духовного обнищания, от авторитарной школы, от бедного воспитателя и учителя, от слишком амбициозных родителей, которые пытаются представить собственного ребенка как личный клон и демонстрируют на нем толщину своего кошелька.

Прежде чем записывать ребенка во все кружки и школы, лицеи и гимназии, которые нравятся вам, спросите у него: а что тебе, мое дитя, нравится? А что ты хочешь?

Психологами и педагогами доказана способность ребенка к наследованию: действий и поведения взрослых, стиля их общения между собой, с родными, друзьями. Поэтому необходимо использовать эту способность в положительном ключе с наиболее высокой воспитательной целью. Вдумчивый, творческий воспитатель только на основании наблюдений за игрой ребенка может определить стиль отношений в семье, характер воспитательного влияния на ребенка со стороны мамы и со стороны папы.

Желательно, чтобы взрослые тети и дяди не подталкивали детей-дошкольников к «обезьянничанию» так, как в развлекательной программе «Кумиры и кумирчики». Хорошо, что у детей есть желание и творческая способность — петь, танцевать. Но плохо, что у них отобрали возможность быть собой. Те роли, которые дети примеряют на себя в этой программе, развращают сознание ребенка, лишают его естественности, непосредственности. Удивляет позиция родителей — полное удовольствие и восторг «талантом» ребенка.

Возникает, таким образом, еще одна проблема — детские телепередачи и телепередачи для детей. Уважаемые взрослые профессионалы, уважайте ребенка и защищайте его: пишите для него детские оперы, песни, снимайте фильмы. Но позвольте ребенку быть ребенком — не таким, как вы, другим: лучше, счастливее, умнее.

Марина МАШОВЕЦ, доцент НПУ им. Драгоманова
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ