Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праздник культурной соборности или... гриля?

На Подляшье проходит летний цикл фольклористических импрез
22 июля, 2005 - 19:30
УКРАИНСКИЙ МОЛОДЕЖНО-ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ «РАНОК» ИЗ БЕЛЬСКА — ПОСТОЯННЫЙ УЧАСТНИК КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗУЕМЫХ СОЮЗОМ УКРАИНЦЕВ ПОДЛЯШЬЯ (на фото — вокальная группа) / ФОТО АВТОРА

Несколько дней назад начался ежегодный летне- осенний цикл культурных мероприятий, организованных Союзом украинцев Подляшья. Открылся он фольклористически-фольковой импрезой «На Івана, на Купала». Эти мероприятия традиционно проходят между «петрівкою» и «пилипівкою» (между постами, предшествующими праздникам Петра и Павла и Рождества) как на украинской этнографической территории, охватывающей юго- восточную часть сегодняшнего Подляшского воеводства — от берега Буга до берегов Нарвы, то есть в Бельском, Гайновском и Симятицком уездах, так и в воеводском городе Белостоке.

Как подчеркивает Василий Скуративский, не было в Украине села, где бы молодежь не устраивала купальский обряд, который у украинцев самый поэтический среди всех славянских народов. Но на Северном Подляшье типичный купальский обряд ушел в прошлое достаточно давно, и сейчас о празднике Купалы в наших подляшских околицах люди узнают из литературы. Таким образом, древняя традиция, будучи когда-то частью религиозных верований наших пращуров, замерла, и инициативы, возвращающие к языческим, то есть народным празднованиям (в древность слово «язык» обозначало то же, что и «народ»), имеют характер творческих или творчески-развлекательных действий, которые можно рассматривать только в эстетическом измерении.

Именно такой характер имеет подляшское мероприятие «На Івана, на Купала», которое впервые было проведено в 1996 году над рекой Нарвой, а с 1998 года проходит в урочище Бахматы около «ґмінного» (волостного) поселка Дубичи Церковные, что в Гайновском уезде, почти на границе Беловежской пущи. Искусственное водохранилище Бахматы, возникшее на реке Орлянке, — это место очень удобное для такого типа импрез — сценический подмосток расположен над самой водой, а вокруг него — природный амфитеатр для зрителей, далее — широкая площадь, где можно разложить шатры и разжечь костры. Поэтому каждый год тут бывает несколько тысяч людей, которые могут не только послушать купальские и другие народные песни, посмотреть, как девушки из молодежной фолькорной группы «Ранок» из Бельска пускают венки на воду, а впоследствии погулять на празднике до самого утра, но и пообщаться в кругу родственников и знакомых.

Когда одни смотрят на хоровод участников в народных костюмах, другие раскладывают шатры (многие делают это уже с самого утра, а то и накануне), разжигают костры и «грили» и проводят свою собственную «программу» — также с пением, хотя здесь скорее услышишь песни не про Купалу, а о Гале, которая «несе воду». А некоторые не смотрят и ничего не поют, а просто «выпивают и закусывают», или слоняются между киосками и шатрами с «малой гастрономией» и детскими игрушками.

Этот типичный для нашей жизни культурно-консумпционный плюрализм может привести к довольно пессимистической рефлексии. Ведь когда-то люди отмечали даже большие праздники с кашей и луком, и хотя на столе было бедно, но каждое обрядовое событие имело настоящую, известную обществу, духовную суть. Сейчас на столах много всего, но очень часто, кроме того что можно съесть и выпить, немногое объединяет людей за этим столом. Когда-то была вера и традиция, которая ясным праздником исцеляла душу людей, угнетенных черным буднем. Сейчас осталась консумпция, то есть обжорство и пьянство, которое из-за свадебных и крестильных столов вылилось на «пленер» — везде, где можно поставить гриль, который для многих новоиспеченных подляшских мещан стал почти тем, чем для рыцарей Круглого стола был святой Граль.

Что ж — древность, даже самая поэтическая и романтическая, уже никогда не воскреснет в своей настоящей красоте. Очевидно, в обществе людей, знающих свое культурное наследие и понимающих его духовное измерение, можно что-то из сокровищницы прошлого возродить. Вместо этого попытка реанимации празднований для народа всегда несет с собой риск превращения их в очередной праздник гриля. Все-таки это повод для встреч — с другими людьми, с другими мнениями, с так часто призабытой родной песней, которая будит усыпленную душу жителей Подляшья. История культуры полна катаклизмов, упадков, во время которых нарастала почва под очередные волны подъема. Поэтому и сейчас, хоть наша культура больше напоминает мусорник среди руин, чем привлекательный цветной ковер, природный инстинкт приказывает сохранять умеренный пессимизм. Потому что оптимист — это человек, который всегда говорит, что «как-то да будет», а умеренный пессимист пытается все сделать, чтобы действительно «как-то, а может и лучше — было».

Именно такими «умеренными пессимистами» являются организаторы «На Івана, на Купала» и других подляшских импрез, на которых зрители могут услышать украинские песни, увидеть искрометные танцы, а иногда и посмотреть сценические спектакли классиков украинской драматургии. Это тоже место развития украинской культурной соборности вне границ, ведь кроме местных коллективов из подляшских городов и сел, на каждом из этих мероприятий присутствуют исполнители из Украины. Наиболее представлены здесь коллективы из Волыни и из Ровно (Николай Федоришин, председатель творческого общества «Коляда» в Ровно является соорганизатором этого подляшского мероприятия), есть также исполнители из Владимир-Волынского, Луцка, Львова, Запорожья и Киева. Кроме коллективов, которые показывают чисто фольклорную программу, приезжают сюда и коллективы «для молодого уха», как, например, ровенский рокабильный ансамбль «От вінта» или киевские «Карпатіяни» с Тарасом Компаниченко. А еще на других мероприятиях, которые ежегодно на Подляшье организует как Союз украинцев Подляшья, так и другие любители украинской музыкальной культуры, можно увидеть целую палитру самых ярких исполнителей с берегов Днепра — «Божичів», «Древо», Василия Жданкина, Эдуарда Драча, «Гайдамаків», «Мандри», да и британский «The Ukrainians», который был пионером в проталкивании музыки, основанной на украинских народных традициях, не раз к нам заглядывал.

Когда говорится о неурядицах в современной украинской массовой культуре, следует помнить, что именно фольклор был массовой культурой наших дедов-прадедов. И если хорошо вслушаться в давние песни, легенды, поговорки, легко убедимся, что создавали их люди, может, и «простые», но иногда просто гениальные. В гениальности нельзя отказать и Олегу Скрипке — создателю фестиваля «Країна мрій», ведь лучшей характеристикой для духовной субстанции, творческое воплощение которой называем фольклором или шире — народной культурой, не придумать! Хотелось бы, чтобы на третьем киевском фестивале были и подляшские граждане этой страны, которая не знает границ ни во времени, ни в пространстве. Кстати, кроме этого «безграничья», имеет она еще одну очень привлекательную примету — отсутствие оформленного «копирайтом» и консумпционной ментальностью деления на творцов и потребителей...

Но, надеясь на приглашение в Киев, не будем забывать, что над Бугом и Нарвой еще состоятся очередные мероприятия, организатором которых является Союз украинцев Подляшья, — VII Польско-украинские музыкальные встречи на железнодорожной станции Черемуха, Подляшские обжинки в селе Мощона Королевская неподалеку летописного города Мельник (здесь была когда-то икона Спаса, перед которой молился король Данил Романович), XIV Фестиваль украинской культуры «Підляська осінь», объединенный с конкурсом украинской песни, и Смотр свадебных и лирических песен в знакомом уже нам городке Клищели. И все они, разумеется, в ключе культурной соборности — в Подляшской области всеукраинской «Країни мрій».

Юрий ГАВРИЛЮК, главный редактор Украинского журнала Подляшья «Над Бугом і Нарвою», г. Бельск на Подляшье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ