И, безусловно, своеобразным обвинением путинской России. Всего три десятки авторов, но какая же это сила! Об этом в тот вечер думали все присутствующие в зале Библиотеки имени Олены Пчилки. Символично: северо-западный Луцк принимал у себя неизвестный для многих юго-восточный Мариуполь. Не совсем свой, но, по крайней мере, должным образом уважаемый за свою несокрушимость. То есть уже не символ сепаратизма, а символ стойкости и надежды. Авторы разные, но их объединяет неравнодушие и любовь к украинскому Донбассу. Последнее обстоятельство делало поэтов на порядок роднее. Некоторые волыняне приехали на встречу, преодолев расстояние в 150 километров. И хотя стихи, представленные в сборнике, были преимущественно на русском языке, жители «бандеровского» Луцка, сдерживая волнение, слушали голос «НАШЕЙ» частицы Донбасса. Справедливости ради нужно сказать, что несколько авторов писали и об утраченном Крыме, и писали об этом очень сильно; однако сборник в целом воспринимается как донецкая книга. Возможно, именно потому, что небольшой коллектив, который сплотила вокруг себя мариупольчанка Оксана Стомина, является стальной, нержавеющей сердцевиной современного украинского востока. Потому что в сборнике представлена не только хорошая поэзия. Важнее — позиция. Непреклонная твердость, последовательность и желание во что бы то ни стало победить.
За все это хотелось бы поблагодарить наших смельчаков с востока. Ведь что бы мы могли сказать о преступлениях «ихтамнетов», если бы не конкретные обвинения со стороны тех, кого якобы и пришел освобождать Путин: «Ну, как я тебе через годы, мой давний друг? Такая же симпатичная сквозь прицел?» Вот этот прием Оксаны Стоминой, когда она апеллирует к совести своих бывших однокашников или просто друзей-россиян, является на удивление эффективным: «Помни, как ты ходил убивать соседа! Долго помни! И правнукам расскажи!»
Это уже не какой-то там (априори чужой и непонятный) дядя из Делятина или Стрыя обвиняет россиян. Здесь пишет человек, который еще вчера был для них абсолютно «своим». В этом, на мой взгляд, высшая ценность книги. А еще авторы очень красиво в поэтической форме описали Донбасс. Некоторые стихотворения можно было бы положить на музыку. Ну, это уже дело творческих людей, а их в Украине много. Если книга и в дальнейшем будет популяризироваться авторами так эффективно, как это было в Луцке, то рано или поздно что-то песенное появится.
По-видимому, поэтому и выходит все у наших поэтов, что пишут они, пропуская войну через свое сердце: «А война не уходит, и липа не отцветает... Пух летит и не тает, пух летит и рыдает, осыпается в самое сердце твое...» Или: «Зойкнувши жалісно і підлітково, підкошено падає чийсь коханий...» Это уже Алексей Чупа. Он умудряется и о войне сказать поэтически: «Я вимикаю світло і лягаю спати. І поруч зі мною лягають снаряди, втомлені та недосвідчені, як молоді коханки...» Автор пишет и хорошо разговаривает на украинском языке. Однако, когда кто-то из волынян попробовал затронуть понятную им (и якобы мобилизующую) регионально-языковую тему: мол, «вот если бы там все были такими, как вы...», то Алексей решительно возразил, сказав, что процент «ватников» на той же украиноязычной Хмельнитчине, где он теперь живет, просто зашкаливает. И работы для нас всех — непочатый край.
Чем здесь возразить? Все правильно. Главное, что есть начало. Поэтому не заметить новое поэтическое явление украинского востока было бы преступлением. Все, что пишется кровью, имеет право быть услышанным нацией. И, желательно, услышанным своевременно.
А еще в нескольких строках может быть описан быт переселенцев и их самочувствие: «Изможденно, с трудом просыпаемся, вечно уставшие. Априори день новый считается... эх... неудавшимся. Разрастается вдруг раздраженье колючим кустарником. Чтоб согреться, плетемся на кухню к озябшим заварникам...» Представили? А речь идет же о Киеве, в который автор этих строк Наталья Ростова-Паладий переехала из Донбасса. А что уже говорить о других переселенцах, которым повезло меньше? Однако находит же Наталья Ростова в себе какую-то силу! Мало того, может, даже рецепт выдать для всей нации: «Украинцы — мы люди! Живет у нас душа настоящая! А в душе этой — мир, над которым работать всем вместе нам...»
***
И еще важная деталь... Во время этой встречи я сделал символическую фотографию мариупольской поэтессы Оксаны Стоминой и известного луцкого скульптора Василия Рыжука. Последнего земляки нередко называют «Василем-чорнобривцем». Ведь он украшает волынские трассы чернобрывцами и подсолнечниками. Так он украсил более 300 километров дорог! И если бы оценить выполненную работу энтузиаста согласно существующим прейскурантам озеленителей, то вышло бы... более 15 миллионов гривен. Но Василий Рыжук несет красоту людям бесплатно. Такая же гуманистическая и жертвенная по отношению к землякам позиция авторов сборника «По живому». Знаем, что «критическая» масса добра может сработать вполне неожиданно. Может, где-то волынский опыт перекочует на донецкие трассы? Или в парки Краматорска, Славянска, Дружковки? Или по линии разграничения — у наших блок-постов... Вот бы подхватили эту идею наши волонтеры! И, вообще, будущие совместные проекты волынян и донетчан могут быть очень интересными.