В Киеве и по регионам проходит в рамках акции «Украина без Кучмы» так называемый «Суд над Кучмой». Эти акции выглядят как фарс, как дешёвый, плохо поставленный спектакль, сделаный по принципу «сам шучу — сам смеюсь». Вот характерные штрихи к нашему, запорожскому варианту, прошедшему 25 февраля 2001 года.
Человек десять общественных обвинителей говорили одно и то же разными голосами полтора часа. Потом 10 секунд выступал их «адвокат», член СПУ, и ещё 10 секунд дали «представителю Кучмы», также члену СПУ. Акцию проводит областная организация СПУ совместно с другими партиями. Это значит, что адвокат был назначен из людей, мягко говоря, предубеждённых, не заинтересованных в защите. Ни у кого из «актёров» не было ни малейшего представления о юридических правилах, не то что соответствующего образования. Когда я предложил свою кандидатуру в защитники Президента, то мне было отказано.
Если мы хотим судить кого-то за беды страны, то нужно судить не Кучму и не одного Президента, а весь народ. Почему?
Квартиры приватизировали почти все и с большим удовольствием, землю желает приватизировать также большинство населения. Имущественные сертификаты взяли около 80% людей. 90% молодёжи не служит в армии, пользуясь правами и свободами демократического общества. Миллионы людей встречаются, женятся, разводятся, совершенно не боясь, что общественность вмешается в их жизнь, как это было на протяжении всего советского периода. Это основной принцип демократического общества: защита частной жизни человека. С 1998 года граждане могут учиться и работать независимо от прописки. Миллионы верующих получили возможность посещать свои храмы и реальную свободу вероисповедания. Миллионы предпринимателей получили возможность зарабатывать деньги независимо от партхозактива. Тому пример я — Вишневецкий Александр Владимирович. Я работал на заводе и не имел никаких перспектив на жильё. Стал торговать, за три года купил квартиру. Жена у меня не работает — домохозяйка, а раньше её бы называли иждивенкой или тунеядкой. В советское время я и помыслить не мог бы выдвигать свою кандидатуру на мэра, его бы назначили в горкоме КПСС, а сейчас я смог это сделать — демократия. О каком выборе партий, убеждений могла быть речь ранее? Молодёжь может одеваться как хочет, слушать любую музыку и смотреть любые фильмы — разве это не завоевание демократии?
Пенсии, субсидии, льготы все благополучно принимают. Это с психологической точки зрения «халява», с социальной — элемент паразитизма, а можно это трактовать и как злоупотребление своим положением. Все льготы идут за счёт других. Любой льготник залезает в карман своему соседу. Почему я, молодой, должен платить за бесплатный проезд полковника в отставке, который получает пенсию 500 грн.? Кто-то спекулирует инвалидностью, кто-то — должностью, разница невелика!
А судьи кто? Вы, лидеры партий и общественных организаций, которые обвиняют Президента в том, что он нарушает принципы демократии, не дав мне выступить в его защиту на митинге, сами нарушили демократические права и свободы. Будет ли при вас демократия, если уже сейчас вы идёте на нарушения? Для вас осталась только одна преграда для узурпации власти — Президент. Устранив его, вы ликвидируете демократические свободы в обществе, узурпируете власть. Тогда про таких, как Гонгадзе, никто и вспоминать не будет — их будут сотни.
Демократия — это выбор из двух зол, и я выбираю нынешнюю власть — меньшее зло, чем ваша будущая диктатура. Не надо забывать, что нынешняя власть держится на тех людях, которые считают, что новая власть будет хуже. Вы не убедили, что вы будете лучше.
Поэтому я считаю, что мы имеем законно избранного, вполне адекватного своему народу Президента. И судить его — это равносильно тому, чтобы судить весь народ. У нас народный Президент, народная власть, которая выражает интересы широких слоёв народа.
Может быть всё, что я говорю, банально, но, видимо, эти простые мысли не всем ещё понятны, раз на площадях кипят страсти. Нам тут в провинции, в промышленном городе Запорожье, виднее.