(Отзыв на выступление Владимира СТУСА «Манифест прямой демократии», «День» №24, 9 февраля 2008)
Все меньше наше население доверяет политикам, пишет Владимир Стус в своей статье. Это прослеживается с первых лет независимости Украины и касается также и высшего руководства, парламентариев, судейского корпуса. Как этому помочь? Сменой кадров? Автор возлагает надежду на прямую демократию. В ее арсенале — выборность должностных лиц, увеличение полномочий местных советов, разработка законопроектов о национальных и местных референдумах. Предлагается развивать культурную и языковую децентрализацию районов, противодействовать попыткам навязывания единой государственной идеологии любого типа.
Вот на этом стоит остановиться более подробно. Первый вопрос: а что, у государства должно быть несколько идеологий? Или ни одной? В статье 15 Конституции Украины записано: «Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Ни одна идеология не может признаваться государством как обязательная».
Здесь имеется в виду политическая идеология. В мире известны такие основные политико-идеологические доктрины: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, а также различные формы тоталитаризма. В их основе — мировоззренческие позиции, выразителями которых являются политические партии. У нас они тоже есть, и в достаточном количестве, соревнуются между собой за влияние в обществе, ведут пропагандистскую работу, по итогам выборов становятся парламентскими. Такова многогранная политическая жизнь нашего общества, как и многих других.
А вот имеет ли государство свою идеологию, собственную, отдельную от партий? Бесспорно, в противном случае зачем его создавать, с какой целью? И возникла она раньше партийной. Государств без идеологии не существует, пусть даже отдельные из них проповедуют «деидеологизацию», на самом деле это тоже идеология, имеющая определенную цель, иногда прикрытую разнообразными мотивами.
Украинский народ, столетиями пребывающий в составе разных империй, веками мечтал о своей государственности, стремился к ней, боролся за нее. Каким должно быть это государство, четко сформулировано светочами украинского духа Тарасом Шевченко, Иваном Франко, Лесей Украинкой, многими нашими проводниками. Это национальное государство украинского народа, где он станет полновластным хозяином на своей земле. Именно это и записано в нашей Конституции в первой статье: «Украина — суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство».
Коммунистическая идеология, оказавшаяся нежизнеспособной, отходит в прошлое, ее место занимает новая прогрессивная идеология строительства нового государства. Сколько здесь неизведанного, до сих пор не виденного, незнакомого. Здесь бы проанализировать роль Михаила Грушевского как главы Центральной Рады, что тогда удалось сделать, какие были допущены ошибки, что мы берем для себя из того опыта. Но нет, ограничимся сугубо формальным мероприятием.
А при президентстве Леонида Кучмы в одном из его выступлений прозвучало довольно странное заявление, что у нас национальная идея не сработала. Как? Почему? По каким причинам? Эти вопросы остались без ответа. И только Президент Виктор Ющенко первым открыто и прямо известил о национальных приоритетах, интересах, о развитии украинской нации.
Есть такое определение в философской мысли, что новые идеи в обществе не обязательно занимают господствующее положение, они могут быть и пристыжены, отстранены, если не имеют материального обеспечения, не вызывают у людей интереса, не подкрепляются организационными мероприятиями. Именно так случилось у нас. Непоследовательность новой власти, половинчатость, а то и малоэффективность ее решений, оглядка на отжитое прошлое, сопротивление нововведениям создали идеологический вакуум, который сразу же был заполнен дурман-зельем прислужничества; вмиг подняли головы безотцовщины-оборотни, распространились, как огонь по сухой траве, коррупция, мошенничество, предательство. Ведь хорошо известно, что в мутной воде лучше ловится рыба.
Автор вышеупомянутой статьи несколько раз упоминает Швейцарию, предлагает перенимать ее методы управления. Между тем из всех европейских стран она меньше всего нам подходит для сравнения. Потому что это конфедерация. Еще в средние века три кантона, населенные немцами, французами, итальянцами, создали союз, чтобы защищаться от разных нападающих, потом к ним присоединились соседи. В годы прошлой войны гитлеровцы захватили почти всю Европу, но относительно Швейцарии не имели никаких планов. И не потому, что эта страна объявила нейтралитет, а главным образом из-за того, что швейцарские немцы совершенно не воспринимали фашистскую идеологию. Все население этой страны предпочло сотрудничество и мирное развитие, а все начиналось с давних договоренностей и равноправного объединения.
Когда кое-кто задумывается, какую бы нам выбрать демократию, то стоит обратить внимание в первую очередь на то, какие шаги мы уже сделали к демократии, имеем ли какие-то достижения на этом пути, что нам препятствует. Беспристрастный анализ подсказывает, что партноменклатура как значимая сила в обществе не выполнила своей задачи, из ее среды не вышли государственники, способные возглавить строительство новой страны. Вынужденно отказавшись от коммунистической идеологии, она не восприняла, за отдельными исключениями, и идеологию национального строительства или безразлично отнеслась к ней, видя в этом проявления национализма, с которыми вела борьбу ранее. Это привело к раздвоению, приспособленчеству, отступничеству личностей, размыванию моральных принципов, утрате ценностных ориентиров.
Борьба за Украину продолжается. И в ней каждому гражданину нужно занять правильную позицию, нужно четко распознать, что за двуязычностью, федерализмом, полиэтничностью, срывом заседаний парламента, пустой болтовней стоят антиукраинские силы, настроенные на противоборство, непринятие нашей идентичности, обычаев, моральных норм и правил. И оружием в этой борьбе должна стать высокая национальная сознательность, верность нашим историческим традициям и памяти, преданность идеалам построения суверенной демократической Украины.