А иллюзий было много. Существует ООН, в Уставе которой записан отказ в международных отношениях от применения силы, существует Совет Безопасности ООН, который несет прямую ответственность за поддержание международного мира и безопасности, есть куча европейских организаций с такими же уставными задачами. Когда-то Украина наивно верила в эти уставные слова о мире и безопасности. Так верила, что отказалась от большого ядерного потенциала, надеясь, что Будапештский меморандум будет надежным мирным зонтиком над страной.
И вот на нашу землю пришла настоящая война. Единственные в стране, кто видел такую вероятность, были украинские националисты и некоторые единочные политики. События 2008 года в Грузии окончательно убедили их в этом: угроза войны от РФ в любой форме очень вероятная. В защиту Грузии в Европе было сказано много правильных дипломатических слов, а в реальности в войне Грузии помогали только несколько десятков украинских националистов. Никакие международные организации Грузию не защитили, и она потеряла 20% своей территории. Никакая ООН, Совет Безопасности, Совет Европы и тому подобное. Все международные организации оказались неспособны прекратить агрессию РФ против независимой страны. Наоборот, заставили Грузию пойти на унизительный мир с агрессором.
А в 2014 году началась коварная война РФ в Украине. И что мы имели от международного общества? Украина была очень слабой в военном отношении с сильным врагом. Нам дали современное оружие? Были направлены какие-то военные контингенты в нашу защиту? — нет! От международного общества мы имели много правильных заявлений о недопустимости войны, единственным действенным шагом было внедрение экономических санкций против РФ. Опять мир оказался неспособным решительно противодействовать агрессору. Почему, когда Ирак осуществил аннексию Кувейта, США быстро возобновили справедливость через победоносную войну с Ираком, а почему Грузию, Украину никто не защитил? Имеем бессилие международных институций в предотвращении и прекращении войны, если агрессором является страна, имеющая ядерное оружие.
Украину защищали ее активные граждане: добровольцы, волонтеры и все, кто противодействовал российскому нашествию. Украина потеряла Крым и часть Донбасса, президент Порошенко вынужден был подписать Минские соглашения, чтоб иметь отдых и создать настоящую современную армию. Армия была создана. Разрабатывается дальнейшая стратегия военного строительства. Но будем реалистами: догнать в вооружении РФ, которая уже два десятилетия вкладывает много миллиардов долларов в изготовление современного оружия, нам не удастся.
Что же нам остается? Безисходное положение? Рассмотрим варианты выхода из этой тяжелой ситуации:
Вариант первый. Пораженческий. Поднять лапки вверх и признать, что Крым и часть Донбасса нам не принадлежат и дружить, дружить с РФ, пока она нас полностью не ассимилирует и не поглотит. Об этом варианте не говорят, но коллаборанты думают именно так.
Вариант второй. Выжидательный. Ждать, когда в РФ изменится власть, и надеяться, что новая будет демократической и мы с ней полюбовно договоримся. С такой страной, как РФ, этого можно ждать веками, потому что в «обществе, которое склонно к тоталитаризму, больше шансов на успех имеют люди без моральных фундаментов и без совести» (австрийский политолог Ф.Хайек). То есть ждать можно вечно.
Вариант третий. Дипломатический. Его придерживалась старая власть и продвигает новая, правда, в другом ракурсе. Зная недоговороспособность и коварство руководства РФ, которое давно больно манией национального величия, этот вариант возможен разве что на условиях полной или частичной капитуляции перед РФ. Не зря, как отклик на дипломатические меандры украинской власти, по стране ширится движение «Нет капитуляции».
Вариант четвертый. Гибридный. На российский гибрид ответить украинским гибридом. Как это? В Луганске и Донецке существует украинское подполье. Ему в помощь засылается контингент украинских спецназначенцев, которые в определенное время поднимают украинское восстание, а им на помощь быстро приходит украинская армия. Такой же вариант возможен в Крыму, только там это будет украино-татарский гибрид. Безусловно, будет война с РФ и будет много погибших с обеих сторон. Вот только вопрос: победит ли Украина в этой войне? Хватит ли у нас ресурсов на кровавую бойню? Вот в этом варианте очень большая надежда будет на международную дипломатию, которая сможет после освобождения украинских территорий помочь прекратить войну.
Вариант пятый. Военный. Чисто военное наступление по всей линии фронта с целью освобождения захваченных территорий. Этот вариант еще более кровавый, потому что враг не просто очень сильный, а это тот враг, который в критический момент войны не остановится перед использованием ядерного оружия, а, возможно, и какого-то другого оружия массового поражения. Следовательно, как ни крути, а все варианты окончания войны с РФ приводят к потерям, победа Украины очень сомнительна. Тупик?
Вариант шестой. Радикальный. Вся беда Украины в том, что она уступает РФ в военной силе. Многие страны в мире давно поняли значение оружия массового поражения для своей обороноспособности и уже имеют такое оружие (Индия, Израиль, Пакистан, Северная Корея) или собираются его изготовлять (Иран и другие). Украине, которая имеет под боком мощного агрессора, такое оружие крайне необходимо. И не нужно пускать сопли о мире и гуманизме. Сегодня вооружается абсолютное большинство стран мира. Хотелось бы еще напомнить слова австрийца Т.Герцля: «Человек, который изобретает ужасное оружие, делает для дела мира больше, чем тысячи послушных апостолов». Только когда мы будем иметь мощное сверхсовременное оружие, только тогда мы сможем поставить РФ на место. Война — варварство, но мы не нападаем, мы выполняем священный долг — защищаем Родину. Это может быть не обязательно ядерное оружие.
Автор не мизантроп, который хочет уничтожить человечество. К сожалению, такова реальность нашего исторического бытия: мир вооружается безумными темпами, поэтому играть в пацифизм слишком опасно. А у Украины нет другого пути к миру, если мы хотим жить с гордо поднятой головой.