Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рада без главы

20 апреля, 2007 - 18:56

(Отзыв на статью Вадима КАРАСЕВА, директорa Института глобальных стратегий, № 60, пятница, 6 апреля 2007)

Президент принял абсолютно конституционное решение. Согласно ст. 90, Президент имеет право распустить ВР если коалиция не сформирована согласно ст. 83. В свою очередь, в статье 83 изложены три условия легитимности коалиции: она сформирована пофракционно; на основании результатов выборов; при согласовании политических позиций. Ни так называемая коалиция национального единства, ни антикризисная коалиция не соответствуют всем требованиям ст. 83, а именно: она сформирована не пофракционно; ее состав не отражает результатов выборов; она была создана с нарушением принципа согласования фракциями политических позиций. Кроме того, что согласование политических позиций происходило при участии внефракционных депутатов, такое согласование не было соблюдено руководителем фракции Социалистической партии. Напомним, что БЮТ, НУ и СПУ заключили коалиционное соглашение (согласовали свои политические позиции, действующие в течение пяти лет), которое подписали руководители всех фракций, в том числе господин Мороз. По этому соглашению, для того, чтобы выйти из коалиции, руководитель коалиционной фракции должен за 10 дней до выходa предупредить об этом руководителей других фракций.

Что сделал господин Мороз, все хорошо помнят. Конституция не предусматривает согласования политических позиций для образования коалиции между фракциями при существовании другой коалиции фракций и другого согласования политических позиций. Так что нужно выступать за диктатуру закона и выполнять все до единого предписания, тогда не будет никаких политических кризисов.

Для обеспечения этой конституционной схемы существует механизм императивного мандата (ст. 81), который предусматривает лишение депутатского мандата в случае исключения или выхода из фракции. Хотя Конституция предусматривает принятие закона, который окончательно бы урегулировал этот вопрос, институт императивного мандата соответствует духу Конституции, она его предусматривает. То, что длительное время не было закона о Кабмине, не означало, что существование Кабмина противоречило духу Конституции.

Следовательно, коалиция не сформирована, а то, что сформировано, — это просто парламентское большинство, и Президент имел право его распустить уже девять месяцев, пока, наконец, не издал свой указ. Даже если Президент руководствовался невозможностью обжаловать даже неконституционный указ (кстати, этим принципом слишком уж часто пользовалась Верховная Рада; апогей — постановление касательно ЦИК) и пытался заполнить конституционно-правовой вакуум, ему удалось издать абсолютно, на 100% и по всем параметрам, конституционный указ.

Кстати, хорошо было бы принять определенное законодательство относительно соглашений между субъектами политики, определенный политико-правовой кодекс, который бы устанавливал конституционно-правовую ответственность за невыполнение собственных программ кандидатов в президенты, партий, блоков и их фракций; несоблюдение соглашений (как это было с «каневской четверкой», коалицией НУ, БЮТ и СПУ и в конце концов — с Кинахом).

Максим САМОТИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ