Едва ли не каждый желающий поговорить на «украинские темы», в том числе в газете, говорит о комплексе второсортности украинцев. Да, есть такое. Вот и в августовском опросе посетителей web-странички «Дня» в Интернете (а это не какая-то «серая масса») на вопрос «Какая черта украинцев вам больше всего не нравится?» 34% ответили: комплекс второсортности. (На втором — третьем местах: терпеливость — 18%, пессимизм — 16%).
Это меня не шокирует и не отбивает мне охоту быть оптимистом. Напомню кое-что похуже. Например, что мы получили из прошлого в наследие. Если кто-то этого не осознавал, то со стороны, как говорят, виднее. В начале 80-х годов уже прошлого века известный чешский писатель и мыслитель-гуманист Милан Кундера в разговоре с известным американским писателем Филиппом Ротом сказал: «Человек знает, что он смертен, но считает свою нацию вечной. Но после русского вторжения 1968 года каждый чех осознал и обеспокоился, что его нацию могут спокойненько стереть с лица Европы, так, как это было сделано в течение последних 50 лет с сорока миллионами украинцев». Он, очевидно, имел в виду время после украинского Расстрелянного Возрождения, приправленное также Большим Голодомором и другими репрессиями. Это потом было названо геноцидом и этноцидом. И если народ выжил, то вот таким, о котором ныне говорим: кто-то с комплексом второсортности, кто-то безразличный ко всему, как в летаргии, а кто-то все же не сломался! Свидетельством этого являются и письма в газету «День», проникнутые здоровым духом нации темы, которые поднимают в них корреспонденты.
С этим же, необдуманно или мазохистски афишируемым «комплексом второсортности», все не так просто. Не народ комплексует, а наша так называемая «элита», или те, кто занимает ее место... Определенные лица, их может быть больше или меньше, по каким-то своим причинам чувствуют свою второсортность и экстраполируют ее на украинское общество. К тому же, у нас такой комплекс имеет явно «российский вектор» (кое-кто это называет синдромом «младшего брата»).
Могу привести и иные характеристики. Ученый европейского уровня Дмитрий Чижевский, исследователь украинской ментальности и национального характера, писал о таких присущих украинцам чертах: воля, индивидуализм (неповиновение другому, установленной кем-то дисциплине), лиризм, сентиментальность, любовь, чувственность (на основании чувств — интуиция, иногда гениальная), способность изменяться, пусть и медленно, карьеризм (включает в себя также известное «гетманство»)... Все мы, по-видимому, спокойно воспринимаем такой свой сборный портрет в украинском интерьере; и перед соседями, ближними и дальними, никому не должно быть стыдно. Во всяком случае, не за эти свои проявления. Быть в чем-то оригинальным — это нормально.
Меня беспокоит другое.
Говоря о комплексе второсортности с «российским вектором», одновременно можем отметить некую неуместную «украинскую» самовлюбленность и высокомерие, например, в отношении западного мира, его представителей, что иногда карикатурно напоминает из «тех» времен памятное: «У нас, советских, собственная гордость!» Подобная надменность, заносчивость проявляется, в частности, в среде влиятельных персон из властной, административной и деловой «элит». Ее, как доносят некоторые западные медиа, «уже и в Брюсселе видно...».
Если мы отстали не только в экономическом, но и политическом развитии, в отношениях между людьми (то есть в гуманитарной сфере), если так плохо живем, то, отбросив излишнюю заносчивость, должны пытаться учиться, заимствовать что-то у тех, кто добился успеха, перенимать лучшие образцы. Собственно, такая позиция украинца рациональна, прагматично патриотична. (Слышал от одного умного «националиста», что «неприемлемым для нас является такой патриотизм и в такой степени, который и в какой степени он против сближения с Западом, западными цивилизационными ценностями или мешает такому сближению, а тем более — терпим к «родной» отсталости»).
Меня тревожит, что многовато у нас бездельников и говорунов, которым ничего по-настоящему делать не хочется. Может, это тоже наследие печального прошлого, о котором говорил Кундера. Поэтому и привожу как Nota Bene максиму по маркетингу, сформулированную одним из западных проповедников философии успеха: «Перестаньте наконец общаться с окружающими вас бездельниками и присоединитесь к тем, кто работает». В конце концов, при нынешних наших возможностях вести свой бизнес это может выглядеть скорее всего как пожелание, адресованное в будущее. Ибо сколько наших эмигрирует из страны!
Тревожит, что многие среди нас привыкли видеть Украину неукраинской. Хотя законы ее украинскость предусматривают.
Что конкретная постановка вопроса и конкретный ответ почему-то обижает нас однозначностью. Мы любим слово «неоднозначно», нам нравится неопределенность, привыкли жить с ней.
Что дает себя знать наша внутренняя раздвоенность — какие-то мы искривленные внутри. В восточном, азиатском постсоветском пространстве изображаем из себя европейцев, и географический центр Европы — на нашей, украинской территории, а западнее этого центра выглядим азиатами.
Нет, все же что-то искажено у нас в головах.
...В один июльский день российская служба радио «Свобода» свою программу «Новые русские вопросы» передавала из Санкт- Петербурга, и речь шла в ней о нынешних комплексах русских и украинцев. Два петербургских профессора (фамилий называть не буду) всячески пытались «поддеть» Украину и украинцев. Мол, искусственное мы образование, какие-то «пришельцы», а не потомки Киевской Руси: после татаро-монгольского нашествия русичи пошли на север, «во Владимир- Суздальскую землю»...
Выслушав разные, ощутимо агрессивные профессорские фантазии, мудрый Анатолий Стреляный спокойно рассудил так: русские и украинцы имеют принципиально различные комплексы. Украинский комплекс — это комплекс рождения, украинский «недуг», душевное смятение — сопутствующие проявления этого рождения и роста, а смятение русских ностальгирующих элит — это «комплекс заката». И далее: «Закончилась их «великая жизнь» — имперская великодержавность. Хотя и больно, но надо с этим смириться, обустраивать свою Россию и не мешать соседям по собственному разумению и в собственных интересах строить свое будущее».
Такой вот эпилог к теме о нашем «комплексе второсортности» предлагается...
Как избавиться от него тем, кто не преодолел в себе эту «болезнь»? Не рефлексировать, а делать какое-то свое, даже малое пока, УКРАИНСКОЕ ДЕЛО. С оптимизмом и верой в то, что, в конце концов, «судьба человека в его собственных руках, в его собственных решениях» (Теяр де Шарден).