Я — не татарин, а из деда-прадеда украинец с Подолья. Никогда не жил в Крыму. Но я — национально сознательный украинец — страдаю от всего, что неблагополучно у моих соотечественников, независимо от того, кто они и где живут.
Я — наследственный учитель. Мои родители, дети и внуки работают в школе. Поэтому в размышлениях мое внимание в первую очередь направлено на школьное дело, его историю и настоящее. А вот здесь у крымских татар на путях возрождения еще очень много препятствий, которые нужно будет им преодолевать.
Запорожская Сечь и Крымское ханство, Украина и государство турков-османов — это огненные страницы нашей общей истории. Сколько горя принесли украинцам набеги ордынцев-людоловов! Десятки, сотни тысяч наших соотечественников умирали в рабском ярме. Но, вдохновляемые негативными эмоциями, мы поневоле попадаем в плен несколько однобокого восприятия истории. И тогда научную объективность оттесняют предвзятые мифы.
А теперь давайте внимательно прочитаем вот это ключевое для нас предложение: Крымское ханство в XVI—XVIII веках было еще одним, после Украины, государством Европы, в котором в то время фактически все дети были охвачены обучением. В каждом его населенном пункте были мактебы (школы начального обучения), содержащиеся за счет общины. Таких школ, как считают, было не менее 130. Обучение в мактебах была обязательным для всех детей — мальчиков и девочек — в возрасте от 6 до 15 лет. Существовала на Крымском полуострове сеть средних (медресе) и высших (духовные академии — университеты) учебных заведений, конечно, в средневековом понимании этого слова. Таких учебных заведений было не менее 23 (и это на 400 тыс. татарского населения!). Эта сеть имела свою многовековую историю. Истоки средней и высшей школы коренного населения Крымского ханства нужно искать где-то в ХІІІ веке. Так, по свидетельству дореволюционных русских историков, в древней столице ханства Солхати (Старый Крым) в 1266 году были высшие духовные училища (обратите внимание — множественное число!), где преподавались «разные науки», в содержание которых даже «воплощались идеи Аристотеля и Сократа».
Нужно взять во внимание и то, что, кроме собственно татарской образовательной системы, в Крыму были школы других народов, которые компактно здесь проживали (греки, армяне, генуэзцы и другие).
По приказу хана Менгли-Гирея, в 1491 году в Бахчисарае была открыта общественная библиотека. В ее основу легла собственная библиотека хана.
Все это положительно отражалось на образовательном уровне разных слоев населения ханства.
В частности, в высших управленческих кругах Крымского ханства было достаточно людей с высшим образованием. Возьмем для примера несколько фрагментов из жизни последнего правителя независимого ханства Шагин-Гирея.
Шагин-Гирей родился в 1746 году. Он очень скоро потерял отца — крымского хана Махмет-Гирея. Мать мальчика, итальянка родом, вывезла Шагина в Салоники, потому что боялась за его жизнь. Вдова сумела заинтересовать своего сына образованием и наукой Западной Европы. Перебравшись в Венецию, чтобы иметь лучшую возможность учиться, юноша овладел греческим, латинским, итальянским и французским языками, арабский и татарский знал еще сызмальства, а русскому научился позже, проживая в Петербурге. Кроме того, Шагин-Гирей имел поэтический талант: писал стихи на татарском и арабском языках.
Хан жил просто, немного на европейский лад, одевался непышно, не содержал гарем. Хорошо понимая непобедимую силу образования и науки, Шагин-Гирей мечтал, что ему через образование удастся поднять Крымское ханство до уровня европейских государств.
В конце 1771 года двадцатипятилетний Шагин-Гирей приезжает в Петербург. Здесь он всех очаровал своими аристократическими манерами, острым умом, изысканным языком, передовым мировоззрением. С Екатериной ІІ хан говорил смело и очень понравился ей как своей красотой, так и умом и образованием. В те дни императрица писала Вольтеру: «Наследник крымского хана — очень приятный татарин: красивый собой, умный, образованный не по-татарски, пишет стихи, желает все видеть и все знать обстоятельно. Все его полюбили». Взойдя на престол, Шагин-Гирей самым первым своим указом уравнял крымских христиан в правах с мусульманами. А перед этим, в 1771 году, в Крыму было отменено рабство.
Шагин-Гирей искренне верил, что с помощью России ему удастся укрепить независимость и могущество Крымского ханства. Это была его трагическая ошибка. Российской империи нужен был выход к Черному морю. С севера на полуостров надвигалась беда, потому что независимое ханство было помехой на этом пути. 24 января 1783 года русские войска заняли Крым. Хоть еще совсем недавно, подписывая в 1774 году с Турцией Кючук-Кайнарджийский мирный договор, Россия «клялась» уважать независимость Крымского ханства.
Режим, который был установлен на полуострове, стал причиной не только больших жертв, но и массовой эмиграции татарской народности. Уже через год из 400 тысяч татар в Крыму осталось 112 тысяч, а в 1785 году — всего 46,5 тысячи! В первую очередь навсегда оставили родину деятели культуры и религии, учителя.
Для того, чтобы окончательно уничтожить национальную систему обучения — основу духовности и сопротивления народа, в 1833 году на государственном уровне было совершенно неслыханное преступление. По приказу из Петербурга солдаты русской армии в один и тот же день провели обыски во всех мечетях Крыма. Были конфискованы все письменные документы, религиозные и учебные книги, исторические манускрипты на татарском, турецком и арабском языках. На центральных площадях сел и городов запылали костры! Кто может сказать сейчас, какие неоценимые исторические реликвии были в тот судный день потеряны навсегда!..
Собственно, на этом и прекращается существование давней крымскотатарской школы. Началась насильственная русификация населения, в первую очередь детского. Хоть, конечно, еще долго лучшие представители татарской интеллигенции делали все, чтобы сохранить национальные духовные святыни.
Павел МАЗУР, учитель, краевед и писатель, Мариуполь