Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Религия и... гигиена

23 июля, 2004 - 20:00

Как-то глядя по Национальному телевидению (УТ-1) передачу о проведении в одной из церквей Киева какого-то мероприятия, я обратил внимание вот на что. Многие верующие — и молодые, и старые — целуют стекло иконы, целуют подряд, идя один за другим. Почему-то подумалось: а как же тут обстоят дела с соблюдением норм гигиены и санитарии? Сомневаться не приходится, это стекло иконы целовали и здоровые люди, молодые девушки и парни, и болезненного вида старухи, — ведь в церковь многие ходят, чтобы исцелиться от болезней. А также — больные туберкулезом.

Как известно, особенно медикам, работникам и служащим Министерства здравоохранения Украины, механизм распространения туберкулеза весьма прост, — это инфекционный путь, а основным источником распространения является больной туберкулезом. Последний при чихании, кашле выделяет мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микробактерии туберкулеза — палочки Коха. Эти «кашлевые выделения» рассеиваются больными туберкулезом (в частности, и при посещении церкви, особенно когда там собирается много народа, много верующих на разных религиозных важных праздниках) вокруг себя на расстоянии 0,5-1,5 м и держатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в легкие находящихся поблизости здоровых (пока) людей, в данном случае — верующих.

Капли мокроты, слюны попадают и на одежду окружающих людей, на предметы церковной обстановки, на иконы (как и слюна больного, когда он целует стекло иконы), на стены, пол. Они высыхают, но содержащиеся в них микробактерии туберкулеза отличаются высокой устойчивостью к воздействиям внешней среды и долго остаются жизнеспособными (т. е. опасными для здорового человека в смысле возможности заразиться туберкулезом).

И возникает мысль — а как реагирует на все эти нарушения норм санитарии и гигиены Министерство здравоохранения Украины? Ведь, к примеру, если бы вы, верующий или неверующий, зашли в тот же общепит системы «Макдоналдс», а там стоит огромная очередь к одному официанту и тот всех кормит... из одной и той же ложечки — то ли аппетитной добавкой, то ли эликсиром жизни. И все подряд — и молодые, и старые, и здоровые на вид, и не очень — облизывают одну и ту же ложечку, пусть даже позолоченную. Уверен, что вы бы тут же побежали к телефону и вызвали бы представителей санэпидемстанции. И те тут же закрыли бы это заведение, а на владельцев общепита наложили бы огромный штраф. Но почему же такое разрешается делать церкви? Когда Национальное телевидение показывает, как при проведении культового обряда всех подряд причащают из одной и той же ложечки, то эти передачи, наверное, смотрят и в Министерстве здравоохранения Украины.

И спрашивается: что, верующие не являются людьми государства, Украины? Или церковь находится не на территории нашего государства? Что, церковь живет не по законам нашего государства и не должна — при проведении своих религиозных культовых мероприятий — придерживаться общих для всех правил санитарии и гигиены? Вряд ли. Нормы и законы для всех субъектов деятельности на территории Украины одинаковы.

Но, возможно, кто-то возразит: мол, в церкви не могут распространяться инфекционные заболевания, там сам Бог не позволяет это делать. Мол, вон и вода, которую святит церковь, обладает лечебными свойствами. Так-то оно, может быть, и так, но темпы роста в Украине за последнее десятилетие числа больных туберкулезом совпадают с темпами роста количества храмов. Может быть, между ними существует прямая связь? Разумеется, нельзя все «беды по распространению инфекционных заболеваний» переносить лишь на церковь. Здесь и недостаточная (более того, плохая) работа Министерства здравоохранения, и социальная обстановка, ухудшение жизни народа (раньше говорили, что туберкулез — это болезнь нищеты).

Однако, уменьшить «зоны риска», устранить причины, которые способствуют распространению туберкулеза, можно. Больших расходов церковь не понесет, если, к примеру, начнет соблюдать общие правила гигиены при проведении культовых обрядов. Можно, к примеру, при причащении применять ложечки одноразового пользования, а не причащать всех из одной и той же. Можно после каждого целования стекла иконы протирать его спиртом (или запретить целовать иконы; или сделать надпись, как это делает Министерство здравоохранения на пачках сигарет, предупреждая об опасности курения и т. п.). Во всяком случае, за соблюдением норм гигиены — в том числе и в церквях — должно следить Министерство здравоохранения Украины.

Что же ответило Министерство здравоохранения Украины, когда редакция всеукраинского научно-популярного журнала «Непоседа» обратилась туда со своим запросом? Привожу этот ответ:

«...Стосовно поточного нагляду за виконанням санітарного законодавства в культових спорудах, закладах, то враховуючи, що Церква є незалежною від держави – такий нагляд... не проводився. Відповідні законодавчі та нормативні документи, які регламентують санітарно–протиепідемічний режим в культових закладах, не розроблені. Головний лікар Л. Некрасова. Міністерство охорони здоров'я; Центральна санітарно–епідеміологічна станція».

Получив такой ответ, из которого следует, что Министерству здравоохранения Украины, практически, нет никакого дела до соблюдения церквями норм гигиены и санитарии, мы не нашли ничего лучшего, как обратиться в Генеральную прокуратуру Украины. О решении Генпрокуратуры по данному вопросу, с разрешения газеты «День», мы сообщим читателям чуть позже, когда получим ответ.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Редакция газеты «День» не разделяет некоторые убеждения г-на Вороного, с которыми мы очень хорошо знакомы по письмам, любезно написанным им в нашу газету. Но трудно возражать против того, что в опубликованном сегодня письме он поднимает весьма важную и актуальную для общества проблему. Речь идет не только о нарушениях в храмах обязательной гигиены при выполнении тех или иных таинств и обрядов, но также о том фантастическом ответе, который получил автор письма из Министерства здравоохранения Украины.

Анатолий ВОРОНОЙ, главный редактор всеукраинского научно- популярного журнала «Непоседа», Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ