Публикация писем Виктора Калашникова «Светскость Украины — требование времени» («День», №25) и Анатолия Вороного «Является ли Украина светским государством?» («День», №35) вызвала многочисленные отклики у читателей, часть из которых уже была напечатана на странице «Почта «Дня». Сегодня мы продолжаем разговор о религиозной ситуации в Украине, предлагая вашему вниманию письма военного журналиста Владимира Кульчицкого и юриста Наума Заруденко, а также комментарий корреспондента «Дня» Клары Гудзик, хорошо известной нашим читателям. Они лишний раз подтверждают, что религия — очень тонкая сфера нашей не только духовной, но и общественной жизни, о чем следует помнить и читателям, и работникам СМИ, и политикам, и духовным лицам.
Поговорим откровенно
Дело не в том, что в Украине, словно грибы после дождя, появляются церкви, — дело в том, что властные структуры Украины неприкрыто демонстрируют свою ориентацию на Православную церковь Московского патриархата. Вспомните первые годы независимости: тогда на экранах телевизоров мы наблюдали в основном священников украинской православной церкви Киевского патриархата. А после того, как Президент нашего государства встретился в Москве с Президентом России и патриархом Русской православной церкви Алексием II (что засвидетельствовало ТВ), ситуация резко изменилась: украинские правящие круги стали все заметнее делать свою ставку на Украинскую православную церковь Московского патриархата. Это и привело к тому, что стали появляться в Украине церкви не Киевского, а Московского патриархата. Так же, как, не спрашивая согласия верующих Украины, власть передала украинскую святыню — Киево-Печерскую лавру Православной церкви Московского патриархата. Вопреки воле тамошнего населения сделали это также с Почаевской лаврой. Ссылаясь на то, что при царизме Почаевская лавра принадлежала русской православной церкви. А вспомнить спровоцированное Православной церковью Московского патриархата избиение патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета, когда тот приехал освятить на территории Донецкой области храм? Ведь оно осталось без судебного рассмотрения и наказания (дескать, так и надо). Самочинно, методом, отнюдь не подобающим священнослужителям, монахи захватили помещение на территории Киево-Печерской лавры, где хранились архивы, старинные книги. Московские церковники действовали на нашей земле, как им не позволили бы действовать у себя дома. А власть — ни гу-гу. Так, дескать, и надо.
Когда начинали отстраивать Успенский собор, «во всеуслышание» заявляли, что собор не будет принадлежать ни православной церкви Киевского патриархата, ни православной церкви Московского патриархата, а передали таки ему, последнему. Но что говорить. Присмотритесь к последним освящениям: они выполняются только Украинской православной церковью Московского патриархата, а других — греко-католической, католической, мусульманской — словно и не существует.
В то же время на государственном уровне в полный голос ведутся разговоры об европейском выборе Украины, и мы еще раз утверждаемся во мнении: все это — политическая ширма. Не больше и не меньше. Все, что делают нынешние правящие круги Украины, они делают с единственной целью: политическая ориентация нашего государства на Россию. А это означает и церковную ориентацию.
Поэтому о каком светском государстве идет речь? Светскость существует только среди населения, которое для духовных нужд выбирает религию. Государство делает это для политических. А то, что в Конституции записано, — это для вида.
«Надо быть объективнее...»
Согласен с доцентом Виктором Калашниковым («Светскость Украины — требование времени», «День», №25), что наши свежеверующие руководители и национально сознательные работники СМИ нарушают Конституцию Украины. Радио и телевидение постоянно обращают всех в православие, а мода на строительство церквей захлестнула всю страну, у которой не достает финансирования на социальные нужды.
Такие противоправные действия являются антипримером для граждан и вдохновляют их на различного рода правонарушения, в том числе и в Верховной Раде. Думаю, что СМИ должны быть объективнее.
ОТ РЕДАКЦИИ
В последнее время мы получаем многочисленные письма от наших читателей, которые объединяет неудовлетворенность религиозной ситуацией в Украине, а еще больше — политикой правительства и средств массовой информации в этой сфере. Больше всего пишут нам, во-первых, те люди, которые считают, что религия, церкви не должны играть заметную роль в общественной жизни и что сегодня искусственно раздувается значение церковного образования, освящений, праздников. Вторая группа людей протестует против засилья в СМИ, в массовых общественных мероприятиях одной церкви, а именно — Украинской православной церкви Московского патриархата. Некоторые читатели также упрекают газету «День» (г н Вороной из Харькова): не нарушение ли это Конституции, что «День» предоставляет недостаточно места в газете атеистам (читай: господину Вороному).
Думаем, что наш читатель всегда прав. Действительно, украинцы — после десятилетий воинствующего разрушительного насильственного атеизма — до сих пор не могут найти должного места для религии и церкви в личной жизни, в жизни общества и государства. Преувеличения, искажения, соперничество, пренебрежение принципом «отделения церкви от государства» (наоборот — также верно), неуклюжие демонстрации благочестия высокими чиновниками, нахальство некоторых владык, «церковностроительный» марафон, требования ввести Закон Божий (православный) в школьные программы, злоупотребления во время избирательных кампаний (как со стороны церкви, так и со стороны политиков) и многое другое. А тут еще Православие раскололось.
Так что неудивительно, что в такой сложной ситуации несколько подзабыли об атеизме и его сторонниках, особенно учитывая то, что в сознании людей атеизм все еще устойчиво ассоциируется с советской властью, Коммунистической партией, разрушением древних храмов, сжиганием духовных книг, дискриминацией и осуждением людей по признаку вероисповедания. Нужно также напомнить, что ни один сегодняшний атеист, даже господин Вороной, не может пожаловаться на какую-то дискриминацию или ущемление со стороны власти или общества. Даже в том случае, если он публично и настойчиво пользуется идеологическим арсеналом времен воинствующего коммунизма.
А что касается газеты «День», то мы никогда не были тем, что называется «религиозной» газетой, а занимались, главным образом, актуальной (даже когда писали об истории церквей) религиозной политикой. Политикой, которая склонна иногда обостряться не менее опасно, чем светская. А девизом газеты всегда были и будут «Свобода, равенство и братство» всех верующих и неверующих граждан Украины.