Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Реприватизация» законодательной власти,

или Как реализовать пятую статью Конституции
19 мая, 2005 - 20:20

Во время оранжевой революции всем нам напомнили пятую статью Конституции Украины: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами...»

Фактически, положения этой статьи стали основой и главной причиной революционных событий ноября—декабря 2004 года. Спокойные граждане Украины, в большинстве исповедующие принцип «моя хата с края», вышли из инертного состояния. Даже тот, кто не вышел на площадь, все равно имел свою аргументированную позицию и, возможно, был готов присоединиться к протестующим. Обобщенно эту позицию можно изложить так: «Я голосую за кандидата, который у меня вызывает доверие. Своим голосом я ему даю право, в случае победы, руководить государством, в котором я живу. В государстве я живу не один. Поэтому руководить государством будет тот кандидат, который наберет большее число голосов моих сограждан. Если победит кандидат, за которого я голосовал, я буду доволен. А если победит другой, я все равно признаю его главой государства — потому что так проголосовало большинство моих сограждан, с которыми я живу в одной стране».

Естественно, что в этих рассуждениях гражданина нет места фальсификациям. Зачем ему такое государство, где власть, которую он дал на время, использовалась неэффективно да еще сама себя начала продуцировать?

К большому сожалению, на сегодня значительной части депутатов ВР при поддержке «профессиональных политиков» удалось навязать обществу пропорциональную систему выборов (по партийным спискам) и фактически надолго «приватизировать» законодательную ветвь власти.

Что такое партийный список? Это зарегистрированный Центризбиркомом список фамилий кандидатов, которые получат депутатские места в Верховной Раде пропорционально голосам избирателей, отданных за партийные списки.

Как формируется список? Недемократично и авторитарно. Лидер партии предлагает съезду утвердить список, и съезд его утверждает. Список формируется внешне демократично — низовые организации выдвигают, обсуждают, а в итоге — как лидер(ы) решил(и), так оно и будет. При этом в проходную часть списка обязательно берутся «денежные мешки» — политическая реклама дорогое удовольствие.

По статистическим данным, во всех политических партиях состоит 3-4% граждан Украины. А фактически — не более одного процента. И этот один процент собирается нас всех держать за безмолвных «голосовальщиков». А как же гарантированное статьей 38 Кон ституции Украины пассивное избирательное право: «Граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления...»? Скорее — никак, поскольку важнее, оказывается, структурировать парламент.

А может, лучше избирать в Верховную Раду честных людей? Сделать такие правила выборов, чтобы недостойные не могли пройти в парламент. Ведь, согласно принятой конституционной реформе, срок депутатских полномочий увеличивается с четырех до пяти лет. А отозвать депутата нереально. Получается: проголосовал — и жди пять лет, пока паны надерутся, перегруппируются, перекрасятся и снова начнут сулить «златые горы».

Американцам и в голову не придет, чтобы Джон или Билл единолично (или с друзьями) решали, кого включить в список, а свой народ заставить делегировать власть неизвестно кому. В США Палата представителей состоит из 435 конгрессменов (у нас 450 депутатов), избирающихся сроком на два (!) года по мажоритарной системе относительного большинства (то есть в один тур — кто больше голосов набрал). Верхняя палата — Сенат — состоит из 100 сенаторов, по два от каждого штата. Избираются сроком на 6 лет, прямым голосованием граждан штата. Американец голосует за конкретного человека и передает ему право представлять себя в законодательном органе. Через два года он снова изберет своего представителя: либо того же, если он добросовестно представлял его, либо другого кандидата. Также избираются местные судьи, прокуроры, начальники полиции. Каждый американец действительно является источником и носителем власти. Они создали государство, в котором им комфортно и безопасно жить, а не государство ради государства с ненасытными чиновниками и самовоспроизводящейся «элитой».

Что нужно сделать, чтобы пятая статья Конституции не оставалась пустой декларацией?

1. Сократить срок избрания депутатов ВР и местных советов до двух лет. Два года — достаточный период, чтобы увидеть и прочувствовать работу депутатов. И тогда не будет возникать проблем с отзывом или проведением референдумов о недоверии. Депутаты будут сразу включаться в работу, а не раскачиваться первые полтора года.

2. Все депутаты всех советов избираются по мажоритарной системе.

3. Депутаты районных и областных советов избираются соответствующими советами, территориально входящими в соответствующий районный или областной совет, из числа самих депутатов (1—2 депутата) с правом отзыва на сессии и избрания на его место другого.

По положениям проекта закона об административно-территориальной реформе уже не предполагается такого большого количества сельских советов, и, возможно, уменьшится количество районных. Хотя проблема областного деления осталась и в этом законопроекте. Возможно, следует вообще отказаться от понятий третьего уровня — город-регион и область-регион, остановиться на втором уровне для всех: город- район и район от 70 тысяч жителей и выше. Упразднить областное деление, каждый район есть самодостаточная единица — социальные службы, суд, милиция. Министерства и государственные комитеты могут напрямую рассылать нормативные документы, планы и прогнозы развития и т.д., чиновников для этого в Киеве хватает, да и существует на сегодняшний день электронная почта и действующий Закон об электронной подписи и электронном документообороте.

Думаю, что выполнение предложенных выше трех условий сделает власть — законодательную и местную — ближе к народу. Она станет более честной и открытой, и, может, не будет забывать, что народ есть источником и носителем власти.

Михаил МЕНЬШОВ, юрист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ