Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рождество с эксклюзивом, или Наш ли праздник Рождество?

31 января, 2008 - 19:46

Странный вопрос, не так ли? Но отнюдь не риторический! Потому что когда на протяжении двух недель из всех микрофонов, со всех экранов вам из года в год наперебой растолковывают, что такое кутя и дидух, и какие блюда готовятся в канун Рождества, и почему их двенадцать, и т.д. и т.п. — когда вас вот так информативно обрабатывают, то поневоле чувствуешь себя как туземец, которого пытаются обратить в какую-то веру. Но ведь, уважаемые теле- и радионеугомонцы, мы живем в христианской стране, уже почти двадцать лет у нас свобода религии, так за кого же вы нас принимаете? За невежд? Спасибо за старания, но поверьте, что они лишние. Особенно когда чрезмерные.

Еще большее сомнение относительно того, наш ли праздник Рождество, охватывает душу, когда видишь, как этот праздник у нас проходит на телеэкране. За более чем десять лет независимости Украины можно вспомнить только единственный раз, когда Рождество на УТ-1 было отмечено достойно, как великий национально- религиозный праздник. Было это где-то в 1991 или 1992 годах, еще при господине Охмакевиче — тогдашнем главе Национальной телерадиокомпании. В дальнейшем все сводилось к мелким сюжетам в информационных выпусках, к рецептам кути и пампушек, как уже сказано выше, пока не завершилось позорным провалом в этом году под гордым девизом «Наше Рождество»!

Это надо же было додуматься до такого, что якобы рождественский концерт должен быть украшен «эксклюзивом» в виде заморской знаменитости! И что полтора часа монотонного дуэта гитары и бандуры — это для слушателей самый большой кайф!.. И что такой концерт обязательно должен быть в виде вертепного развлечения, с его, вертепного ящика, двумя ярусами, с шутливыми вставками и т.д..

Впрочем, такой концерт может быть как разработка народной вертепной драмы. Но главное в пласте культуры Рождества не обряды, не кулинарные суеверия и поверья, а высокая духовность мистерии Праздника. Она воплощена в прекрасных колядках и щедривках, в их чудесных мелодиях, в их изысканных текстах.

«Наше Рождество» представляется автору прежде всего как высокодуховное торжественное празднование, степенное, сказать бы по-народному. Основа его — богатейший репертуар рождественских колядок и песен. Их исполняют и группы, и отдельные солисты. Но открывает концерт могущественное звучание духового оркестра с мелодией «Бог предвічний». В таком концерте должны звучать и академические коллективы, включая симфонический оркестр, и народные исполнители из разных уголков Украины. Должно звучать и художественное слово — стихи, отрывки из прозы (В. Стефаника, А. Довженко, М. Коцюбинского, Б. Лепкого и многих других).

Готовить такой праздник должны люди, которые убеждены, что в музыкальном плане культура Рождества — это прежде всего хоровая традиция, люди, которые знают, что такое народное творчество, что такое национальная культура в высоком, настоящем понимании. Одним словом, люди, для которых Рождество — не повод угодить своему эстрадно-звездному честолюбию, для которых «Наше Рождество» — это не просто концерт. Это — праздник. Наш праздник.

Василий ГЛЫНЧАК, заслуженный журналист Украины, искусствовед, автор видеофильмов и телепрограмм «Соборная коляда», «Рождественская сюита», «Галицкое Рождество», «Расстрелянный вертеп» и др.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ