В связи с началом Года России в Украине хочется высказать свое видение развития отношений с нашими ближайшими соседями. Если 2002 год был для нас во многом годом провальным в плане вхождения в евроструктуры, то нынешний — логически должен стать годом сближения, а то и интеграции с Россией.
Именно эту мысль высказал недавно по ТВ Виктор Черномырдин. Именно к этой мысли склоняют нас и откровенные ремарки некоторых европейских политиков. Так, эксперт внешней политики Германии Александр Рар одной из причин, мешающей Украине идти к своей евроатлантической цели, назвал нашу «потенциальную вражду с Россией» ( «День» от 20.06.2002 г. ). Нечто подобное можно было услышать и из уст профессора Раттгерского университета Тараса Гунчака: «Я думаю, Украине следует быть добрым союзником и соседом России» ( «День» от 21.09.2002 г. ). А известный радетель украинских интересов Петр Шелест еще в 1990 году недоумевал в письме в газету «Правда Украины»: «Но зачем же рвать связи с Россией?..» И там же призывал: «Будьте бдительны, не дайте себя обмануть лозунгами фальшивой демократии, политической демагогии, экстремизма и нигилизма. Сила наша в единении на здоровой политической и моральной основе...». Увы, похоже, мы не вняли призывам мудрого Шелеста, и теперь «маємо те, що маємо». То есть имеем совсем не то, что хотелось, а то — что получилось.
А получилось, как всегда, неважно. Прилежно выполнив все рекомендации МВФ и своих потенциальных западных партнеров по ЕС, Украина не приблизилась, а лишь отдалилась в своем развитии от стран центральной Европы и значительно обострила отношения с исконными славянскими соседями. Похоже, настало время «собирать камни» и возвращаться к утраченным позициям, и лишь затем, набравшись сил, начинать новое поступательное движение в евроструктуры. Сделать это без российских инвестиций нам вряд ли удастся, так как западным инвесторам Украина явно не приглянулась, а что касается российских, то, как правило, они как раз и являются частью крупных западных акционерных и транснациональных компаний, привлечь капиталы которых мы так тщетно стараемся на протяжении последних 11 лет. К тому же, сегодняшняя российская политика, откровенно направленная на сближение с США и цивилизованными странами мирового сообщества, наверняка будет способствовать достижению нашей стратегической цели — вхождению в ЕС. Разумеется, российско-украинские интеграционные процессы должны быть строго контролируемы Верховной Радой и законодательными актами, гарантирующими Украине полную политическую независимость.
Хочется верить, что в 2003 году российские капиталы, энергоресурсы и международный авторитет смогут продвинуть Украину ближе к заветным евроструктурам, оживят, где это возможно, зачахшую промышленность, сократят безработицу и будут способствовать взаимному улучшению жизни двух братских славянских народов.