Прочитав в СМИ о приступе аллергии, поразившем одновременно чуть ли не тысячу жителей Запорожья (а сколько тысяч не обратились за помощью, перетерпели?), я был немало удивлен такому «диагнозу». Особенно удивили бравые рапорты местной санэпидстанции (СЭС) о «незначительном превышении норм по пыли, фенолу, двуокиси серы, двуокиси азота, формальдегиду». Но давайте разберемся по существу.
Пойдите в любую городскую СЭС (кроме, может, киевской) и поглядите, какими примитивными приборами ХIX века измеряются жизненно важные параметры: громоздкая воздуходувка полчаса «пробулькивает» воздух через пробирку с реактивом! В то же время современный портативный аналитический прибор (например, ионный спектрометр производства Германии) может мгновенно анализировать до 50 ти газов (точность0,01 мг/м 3 ) с выводом информации на дисплей; размер прибора 25x15x10 см, вес 770 г.
В рапорте запорожской СЭС перечисляется лишь пять измеренных атмосферных факторов — пыль и четыре газа. Однако любое предприятие выбрасывает в атмосферу десятки токсичных газов и твердых частиц. Так, Калифорнийская палата воздушных ресурсов (САRВ) при обследовании мусорных свалок обнаружила, что они выделяют в атмосферу до 500 видов вреднейших «микрогазов», в т.ч. хлористый метилен, трихлорэтан и др. Ну и чем СЭС будет измерять эти 500 газов? Многие заводы и ТЭЦ выбрасывают канцерогенные бензпирены и диоксины (последние называют «химическим СПИДом», т.к. они угнетают иммунную систему человека) — и как СЭС замерит концентрацию этих соединений в городском воздухе, если их предельно-допустимая концентрация (ПДК) составляет одну стотысячную (!) миллиграмма на кубометр воздуха, а прибор с такой чувствительностью стоит минимум пятьдесят тысяч долларов?
Одним из важнейших международных экологических документов, который предстоит подписать Украине, является Протокол по Реестру выбросов и переносов загрязняющих веществ к Конвенции ООН «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, которые касаются окружающей среды» (Орхузская конвенция). Его основная цель состоит в том, чтобы вместо «контроля на конце трубы» пойти путем предупреждения загрязнения среды и контроля в начале технологического процесса. Этот подход доказал свою экономическую эффективность в тех странах, где он применялся. Пока в Протокол внесены 24 (а не пять!) химических вещества — загрязнители атмосферы и гидросферы, но уже ведется дискуссия по его расширению.
В Запорожье всей тысяче пострадавших поставлен диагноз «поллиноз». Но я, даже не нюхнув запорожский воздух и не заглянув в химические анализы местной СЭС, со 100 % достоверностью ставлю иной диагноз: выброс токсичных веществ. Просто это несколько химических соединений (скорее всего, хлорпроизводных) из сотни токсичных микровеществ с ПДК 10-5-10- 4 мг/м 3 , которые не входят в список тех общеизвестных пяти — семи загрязнителей, которые наши нищие СЭС способны контролировать.
Для того, чтобы оснастить областные и городские СЭС современными аналитическими приборами, нужно уже в бюджете-2005 отдельной строкой предусмотреть их финансирование — ведь речь идет о здоровье нации, господа народные депутаты. А следующий шаг — пора не тратить миллионы на импортные аналитические приборы, а зарабатывать большие деньги на отечественном аналитическом приборостроении. Для развития этой сверхрентабельной отрасли в Украине есть все — от блистательных умов до золотых рук!