Об Ирине Молчановой узнал от донецких друзей. Мол, есть такая интересная женщина, которая родилась в Новосибирске, окончила университет в славном Сибирском Академгородке, получила профессию биолога-генетика, но уже в зрелом возрасте прибилась к украинскому берегу. Теперь живет в Мариуполе, активно работает в местной «Просвіті». Автор двух интересных книг: «Новый взгляд на старые истины» и «Взрослые дети». Когда пани Ирина побывала во Львове, я имел возможность вволю пообщаться с ней. Интересная, искренняя, интеллектуальная женщина, закаленная как сибирскими морозами, так и донецкой жарой. А еще... работой в «Просвіті». Очень любит Пушкина и Шевченко. Вряд ли ее, специалиста по генетике, можно отнести к типичным жителям Приазовья. Но и такие неординарные люди являются частью Донбасса! Вот и получается, что мы открываем одну из его граней. Свой разговор с пани Ириной мы начали с обсуждения материала Игоря Чуба «Спиваются, но молчат. Разве это СВОБОДА?», напечатанного в «Дне» от 30 декабря 2011 года. Редактор сайта «ОстроВ» Сергей Гармаш рассказывал об украинском патриотизме в шахтерском регионе, патерналистских настроениях среди значительной части населения Донбасса, алкоголизме и других бедах. А главное — об отношении представителей Донецка к Западной Украине. Ирина Молчанова отмечает, что алкоголизм — беда всеукраинская, а относительно характера донбассовцев утверждает: «Донецкая порода — это крепкие мужчины и такие же сильные женщины. Это я вам говорю авторитетно — как генетик. А то, что уровень патриотизма ниже, чем на Галичине, связано с историей края. Репрессии, депортации, миграции...» Интересуюсь, как Сибирский Академгородок может воспитывать патриотов Украины? Пани Ирина рассказывает: «Он воспитывает патриотов Сибири — это несомненно! А относительно Украины... Моих дедов по материнской линии выслали в Сибирь в конце девятнадцатого века во время Столыпинской реформы. Мать была уже стопроцентной сибирячкой. Предки по линии отца оказались в Сибири в годы Второй мировой войны. У нас одна бабушка разговаривала на украинском языке. Только в годы перестройки мама рассказала, что мы казацкого рода, а перед этим даже вспоминать боялась. Существовал стереотип, что казаки были опорой царя, разгоняли рабочие демонстрации. Украинских казаков это ни коим образом не касалось, но приходилось молчать. Почему решила вернуться в Украину? Можно сказать — генетический зов. В детстве я очень любила слушать украинские песни, особенно «Реве та стогне Дніпр широкий». Не сразу перешла на украинский язык общения, здесь также помог Тарас. В детстве я играла эту мелодию на фортепиано и пробовала напевать. И только в Украине смогла взять в руки «Кобзарь». Сначала у меня даже дух перехватило — это же родное, знакомое с детства! Тарас писал просто, по-современному, но его нельзя было читать без слез. Я до сих пор горжусь тем, что родилась сибирячкой. Но гениальный Шевченко взял меня в плен и... вернул Украине». Относительно утверждения Сергея Гармаша о патерналистских настроениях представителей Донецка, Ирина имеет свои аргументы «против»: «Люди у нас активные, просто борются с ними решительно. А поддержки из Киева нет... Было время, когда некоторые наши украинцы на радостях заговорили на родном языке, но поскольку не было ощутимой помощи от столицы, то мариупольские парткомы впоследствии показали, что они власть отдавать вовсе не собираются. Но и при таких условиях «скрытые» украинцы делают очень много. Есть гимназии и лицеи, где дети получают настолько хорошее образование, что занимают не только первые места во всеукраинских конкурсах, но и в международных. Одна выпускница украинско-французского лицея даже подала заявку на решение известной теоремы Ферма. И ее приняли к рассмотрению! Если говорить об общественной активности взрослых мариупольцев, то у нас есть такое авторитетное формирование, как «СООМ» (Союз Общественных Организаций Мариуполя), куда входят разные силы, даже анархисты. Последние являются выпускниками интернатов для детей-сирот. Они по окончании обучения стараются держаться вместе, помогают друг другу и делают много полезных дел для города. У нас и казаки есть. Частично пророссийские, даже шовинистические, но есть и настоящие патриоты Украины — это казаки, которыми руководит Анатолий Безручко. Он, кстати, является родственником генерала-хорунжего Армии УНР Марка Безручко, который в 1920 году спас Варшаву, остановив большевистское наступление». Замечу: «Видите, как важно знать свою историю. Эти знания и определяют позицию человека». «Согласна, но иногда непросто распространять исторические знания на Донбассе. В прошлом году к нам приезжали киевские кинематографисты, которые сняли уже десятки фильмов по истории Украины, — от Киевской Руси и до наших дней. На этот раз они привезли фильм «Сандармох». Была договоренность с областным советом о том, что киевлянам разрешат показать фильм в Донецке, Дружковке (на родине Олексы Тихого) и в некоторых других городах. Но потом оказалось, что в Донецке «карантин», потому что грипп... В Дружковке морозы... Одним словом, хоть и не было прямого отказа, но нигде не дали возможность провести показ. И только благодаря маленькой хитрости удалось продемонстрировать фильм в Приазовском государственном техническом университете — одна из активисток «Союза украинок» догадалась в объявлении не писать слово «Сандармох». Написала просто: «Фильм об истории Украины». Хотя кинематографисты немного нервничали, но показ прошел замечательно: пришли студенты, преподаватели, просвещенцы, среди зрителей был даже единственный на весь Мариуполь воин УПА Любомир Гудзь. По окончании фильма студенты долго общались с киевлянами, я видела, что их задело за живое... А затем были публикации в местных мариупольских газетах. То есть огласка пошла, акция была удачной», — считает Ирина.
Вообще пани Ирина убеждена: «Гражданство той или иной страны играет немаловажную роль. И невзирая на русскоязычность представителей Донецка, у нас есть много людей, которые искренне любят Украину. Приблизительно так, как писал поэт Донбасса Павел Беспощадный: «Ты мне больше, чем мать, благодать — Украина... Украина моя, край любимый, певучий, непокорен и горд твой народ-богатырь». Поверьте, даже обрусевший Мариуполь — это уже далеко не Новосибирск...»