Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Школа для элиты

Рассуждения наивного человека
4 ноября, 2004 - 19:13
В ИЗУЧЕНИИ НАУКИ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВА «День» МОЖЕТ СТАТЬ НЕПЛОХИМ ПОДСПОРЬЕМ. БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

К восьмилетию газеты в рубрике «Я люблю тебя, «День» в теплых поздравлениях постоянных авторов и читателей звучали искренние слова признательности за то, за что мы любим «День». Я не буду повторяться, ибо не смогу объясниться в любви лучше, чем это сделали известные политики или просто обычные граждане Украины: Леонид Кравчук и Николай Жулинский, Лариса Скорик и Олег Скрипка, Сергей Бовкун и Георгий Москалев, и другие. К их словам с удовольствием присоединяюсь.

Но вот что подумалось мне, наивному гражданину, на 14-м году независимости Украины. Ведь, наверное, есть среди читателей, в том числе среди политиков и людей, стоящих у власти, персоналии, у которых публикации определенной тематики не вызывают восторга, и они кривятся, читая газету, как от зубной боли. Для них я завел бы рубрику: «Кому не нравится «День»? Почему? Наверное потому, что с помощью «Дня» мы научились глубоко анализировать происходящие события и благодаря объективной информации делаем самостоятельные выводы. Поэтому газета стала своеобразным воспитателем мировоззрения своих читателей. Беру на себя смелость выступить в роли обозревателя нескольких публикаций газеты, а также привести некоторые взгляды древних философов, рекомендуя их политической элите Украины.

В связи с этим задаю вопрос: а есть ли у нас школы подготовки президентов, премьеров, вице-премьеров и прочих членов правительства? Таких школ нет, — не слышал! Так почему же вам, господа-претенденты на эти должности, не воспользоваться школой газеты «День»? Не забуду напоминание газеты о книге «Политика» древнегреческого философа Аристотеля о различных типах государственного строя. Написал Аристотель книгу более двадцати веков назад, но как она применима к современной Украине! Казалось бы: читайте, господа, Аристотелевы постулаты — они просты и понятны — и стройте государство на благо народа, мы для того и делегировали вам свои полномочия, и нет нужды изобретать велосипед. А в качестве учебного пособия, чтобы облегчить процесс усвоения советов философа, я предложил бы прочитать книгу «Комментарии к Аристотелевой «Политике» выдающегося католического философа Фомы Аквинского и сделать ее настольной книгой всем желающим управлять Украиной.

Еще я предложил бы депутатам Верховной Рады и чиновникам, охраняющим законы и не скрывающим свою принадлежность к церкви, внимательно прочитать статью Михаила Войцеховского «Государство по- христиански» («День» №171 — 172, 24.09.2004). О государстве как институции, с христианской точки зрения, автор доступно и просто ведет разговор, начиная с книг Библии, в которых на первое место выдвигается Закон: «...в государстве наиболее важны именно хорошие стабильные законы, а не само руководство! Это естественно, и взгляд абсолютно иной, чем господствующий сегодня, когда СМИ озабочены судьбой министров и партий, а законы очень часто плохие: несправедливые, иногда ненужные, нечеткие». В этом нетрудно убедиться, послушав сотни запросов депутатов Верховной Рады, направляемые в органы исполнительной власти. Как-то странно получается: сами издают законы и сами на них жалуются. В Книге пророка Исаии (10,1) написано: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения». Законы должны прежде всего защищать слабых. А кто у нас слабые? Думаю, не менее 90% населения Украины, и многие из них, пытаясь найти защиту в суде, терпят фиаско из-за несовершенства законов.

И еще один фрагмент из Библии (Книга Второзакония, 17, 14 — 20) упоминается в той же статье, — из него следует, что власть («царь») подчиняется закону, а не наоборот. Казалось бы, Божьи заповеди представители политической элиты знают и делают вид, что соблюдают, однако нарушают их без зазрения совести...

Науку об общественном назначении государственного строя газета «День» преподает не первый год, и при желании власть предержащим можно было чему-то давно научиться. Например, в «Актуальных древностях» («День» за 10.11.2000) приводятся несколько выдержек из уже упомянутой «Политики» Аристотеля, и одна из них предназначена для тех, кто стремится к власти: «Лица, которые собираются занять верховные должности, должны удовлетворять трем требованиям: доброжелательно относиться к существующему государственному строю; иметь достаточные способности для исполнения служебных обязанностей, а также быть честными и справедливыми... Самое главное для всякого государственного строя — это наладить при помощи законов и постановлений такую систему правления, при которой должностные лица не имели бы возможности превращать государство в источник обогащения». Злободневно звучит совет древнего философа, за что, возможно, кто-то и не любит «День».

Вообще говоря, советы древних философов продолжают оставаться актуальными и для современных структур государства, что было изложено и в материале «Советы философа» («День»№35, от 13.02.2004), где задается вопрос: «Как избавиться от недостатков властных структур?» Учитель Аристотеля, философ Платон высказал мысль, «что государство только тогда будет счастливо, когда философы станут властителями или когда властители станут философами. Однако не скоро придет это счастье, если философы не соизволят хотя бы давать свои советы власть имущим, а те — не соизволят их принимать». Платон прав, потому что и в наше время есть философы, к которым нужно прислушиваться. «День» в статье «Фронезис» (№206, от 14.11.2003) сообщал: «После открытия для себя профессора Сергея Борисовича Крымского мы в «Дне» поняли, что государство просто обязано двумя руками схватиться за этого человека, дать ему возможность выступать в прямом эфире как минимум дважды в неделю...» Кто-то услышал призыв газеты: часто ли мы встречали в эфире Сергея Крымского? Его высказывания о политике и политиках высоконравственны и толерантны: «...Политика в современном обществе требует не только специальных знаний, но и выступает, по определению Аристотеля, как фронезис, то есть практическая мудрость, предполагающая наличие многолетнего опыта и ума, настоянного на совести». «Подлинным политическим даром является искусство движения в коридоре разных голосов и мнений...». Господа! Прислушайтесь к совету Сергея Крымского: «Успех — это результат исправленных ошибок».

Борис ФИЛИПЧЕНКО, Бровары
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ