Недавно начавшиеся школьные каникулы позволят ученикам на несколько месяцев забыть о будничных учебных проблемах. Однако для многих сельских школьников (и учителей) в период учебного года существует еще одна ежедневная проблема — дорога в школу. Для них «дорога к знаниям» — это ежедневные четыре-пять километров (плюс обратный путь), которые приходится преодолевать пешком. Если добавить к этому погодные сюрпризы (особенно зимой), можно только представить состояние и настроение ребенка, пришедшего в школу из соседнего села.
Например, на Житомирщине 18% сельских школьников живут за допустимым пределом пешеходной доступности к школе (3 километра), а значит, нуждаются в подвозе (по Украине этот показатель составляет 12% от общего числа сельских учеников). Каждый район решает эту проблему собственными силами. Например, на Олевщине, по словам заведующего райотделом образования Александра Плиса, ученики добираются в школу рейсовыми автобусами, автобусом межшкольного учебно-производственного комбината и транспортом сельхозпредприятий (а это — машины, трактора, а кое-где и возы). Похожая ситуация и в других районах области. Перевозка везде осуществляется бесплатно (этого требует статья 14 Закона Украины «Об образовании»), однако финансовое обеспечение этой бесплатности ложится достаточно тяжелым грузом на районные отделы образования.
16 января нынешнего года Кабинет Министров Украины утвердил Программу «Школьный автобус», основной целью которой определено «обеспечение бесплатного проезда к месту обучения и домой учеников и педагогических работников». Документ изобилует благородными и очень необходимыми намерениями: «повышение образовательного уровня сельского населения», «оптимизация сети общеобразовательных учебных заведений в сельской местности», «создание нового типа автобуса, пригодного для безопасной перевозки детей». Вряд ли можно возражать против целей Программы, однако — уже традиционно — «ахиллесовой пятой» документа является финансирование. Программа предусматривает разработку и выпуск новых (школьных) автобусов и их закупку для потребностей сельских школ, причем первая составляющая будет финансироваться из Государственного бюджета, вторая — из местных. Если принять во внимание ориентировочную стоимость одного «школьного» автобуса (40—200 тысяч гривен), становится понятным отсутствие оптимизма по поводу новой Программы у руководителей райотделов образования, с которыми общался автор: перспектива приобретения необходимого количества автобусов (от 3 до 10 на район) за счет скупых местных бюджетов выглядит достаточно призрачной.
Если учесть, что срок действия правительственной Программы — 10 лет, а образование — далеко не самая богатая отрасль в государстве, можно констатировать не весьма приятный, но бесспорный факт: для многих сельских школьников ежедневные изнурительные «марафоны» еще долго будут неотъемлемой частью школьных будней.